Основные принципы формирования внешнеэкономической политики современной рыночной экономики России
Самую существенную часть экспорта России (рисунок 1) занимают минеральные продукты. Структура российского экспорта остается недиверсифицированной. Более 70% в нем составляют углеводороды и сырьевые товары, дальнейшее наращивание вывоза которых неэффективно, связано с большими затратами и ведет к повышению внешней уязвимости отечественной экономики.
рисунок 1
Следует признать, что государство фактически уклонилось от организационной и финансовой поддержки национального экспорта продукции несырьевого профиля, а частные производственный и банковский секторы не заинтересованы в решении общегосударственных задач развития машиностроительного комплекса и пополнения экспортных ресурсов готовой продукцией.
Рассмотрим особенности современного регулирования импорта в Россию. Необходимо отметить характерную особенность российского внутреннего рынка: это недостаточный уровень развития ряда отраслей российского производства: легкой промышленности, сельскохозяйственного производства, бытовой электротехники и электроники и др.
Первым законом, вводящим в практику внешнеторговой деятельности страны таможенно-тарифные инструменты государственного регулирования, был Закон РФ "О таможенном тарифе" (принят 21.05.1993 г. с последующими дополнениями и изменениями. Этот Закон был принят только в мае 1993 г., в то время как государственная монополия внешней торговли была официально отменена Президентом РСФСР еще в ноябре 1991 г. В течение 1992-1994 гг. Это обусловило ничем не оправданную открытость российского рынка, что в условиях кризисного состояния российского производства привело к активной экспансии зарубежных поставщиков во внутренний российский рынок.
Российская экономика вступила в фазу становления рыночных отношений с минимальными импортными пошлинами на готовые изделия, в то время как развивающиеся страны на аналогичном этапе догоняющего развития и закрепления на своем собственном внутреннем рынке защищали его высокими таможенными барьерами. Помимо этого импортная политика России в тот период отличалась также заметным присутствием субъективных факторов, что достаточно часто приводило к мало обоснованному предоставлению таможенных льгот в форме освобождения от оплаты пошлин, снижения их ставки, возврат уплаченных пошлин и пр. В этих условиях резко возрос импорт в рамках т.н. неорганизованной торговли, стоимостные объемы которой в отдельные годы достигали 10-12 млрд долл., этот товаропоток и до настоящего времени не находит необходимого отражения ни в таможенной статистике, а, следовательно, и в таможенных и налоговых поступлениях.
Очевидно, что с помощью импорта значительно быстрее можно заполнить внутренний рынок, нежели через развитие национального производства. Но это объяснение никак не может быть оправданием, поскольку этот путь в длительной перспективе ведет к окончательному разрушению основных отраслей отечественного производства и не может служить стратегией развития национальной экономики.
Еще статьи по экономике
Роль бизнес-планирования в стратегическом развитии казенного предприятия (на примере ФКП УТ ЛенВО ОСП Ломоносов)
Тема бизнес-планирование одинаково важна как для тех, кто
только собирается создавать новое предприятие, так и для тех, кто уже не
новичок в бизнесе, однако хочет расширить его объемы, в ...
Исследование финансовых результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия
Процесс
сбыта (продажи) продукции является завершающим этапом общего процесса
воспроизводства и кругооборота хозяйственных средств предприятия. Предприятие
может так продавать свои това ...
Расчет затрат на ремонт сложной электронной техники в условиях малого предприятия
Малые
предприятия - это не организационно-правовая форма, термин "малое"
характеризует лишь размер предприятия, а критериями отнесения предприятия к
малым являются численность ...