Приватизация и разгосударствление
Одной из главных задач перехода к рынку является проведение разгосударствления и приватизации.
Разгосударствление представляет собой снятие с государства функций прямого хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, но без изменения характера собственности.
С точки зрения создания эффективного рыночного механизма необходимыми являются некоторые институциональные преобразования - приватизация, демонополизация, проведение разукрупнения государственных предприятий, развертывание малой приватизации в сферах торговли и общепита, подготовка и проведение большой приватизации.
Приватизация подразумевает смену собственника посредством передачи или продажи на различных условиях государственной собственности экономическим субъектам, которые используют её в дальнейшем в хозяйственной деятельности: неся полную имущественную ответственность за её результаты.
Приватизация - это переход государственной собственности в руки отдельных граждан, трудовых коллективов, юридических лиц или возникновение на базе государственных предприятий различных смешанных форм собственности.
В основу выбора способов приватизации положен пример предприятия: для мелких предприятий с численностью работающих до 200 человек рекомендована продажа по конкурсу (аукциону). Для более крупных целесообразно преобразование в АО.
Процесс приватизации, понимаемый как переход того или иного имущества (активов) из государственного в частный сектор, имеет длинную историю, сопоставимую с историей самой собственности. Современная же природа процесса приватизации сопряжена с наличием двух абсолютно разных по своему содержанию типов приватизации.
Первый тип связан со сдвигами во воспроизводственном механизме и с начавшейся во второй половине 70-х годов структурной перестройкой экономики развитых стран Запада, что потребовало переоценки сложившейся ранее структуры государственного регулирования экономики. При этом практически во всех странах Запада произошел серьезный пересмотр места и роли государственной собственности и государственного предпринимательства в экономике, нашедшей свое отражение в методах приватизации 80-90-х годов. Данные неконсервативные сдвиги в идеологии и экономической теории и политике промышленно развитых стран были распространены в развивающиеся страны посредством насаждения научной идеологии, а иногда и путем прямого давления Запада через условия помощи. В итоге в 80-90-е годы свыше 80 развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки реализовали различные программы приватизации государственной собственности.
Однако все эти страны характеризует то, что проведение приватизации происходило в рамках уже существующей рыночно - конкурентной среды при наличии частного сектора и в ходе поступательного эволюционного развития экономики.
Второй тип получил своё развитие позднее, начавшись в 1989г., в процессе системных преобразований в странах бывшего социалистического лагеря - Восточной и Центральной Европы, но прежде всего в России. В контексте перехода от административно-командной системы хозяйства к системе, основанной на рыночно - конкурентных принципах, приватизации отводится особое место, так как при всем многообразии подходов к роли собственности в любом обществе, основополагающим является то, что собственность (точнее права собственности) представляют собой основу любой (современной) системы хозяйства.
Приватизация как политико-экономический вопрос, рассматривается с точки зрения 3-х аспектов: эффективность, распределение и стабильность.
Эффективность. Как должно осуществляться право собственности, чтобы наиболее эффективно использовалось уже имеющееся движимое и недвижимое имущество в течение короткого срока (часто называется “статическая” эффективность)? Аналогичный вопрос касается эффективности инвестиций в новые производственные мощности и недвижимость, т. е. долгосрочная эффективность (часто называется “динамическая” эффективность).
Распределение. Как альтернативные методы приватизации влияют на распределение доходов и богатства? Здесь так же существует более короткая перспектива (распределение дохода) и более длительная перспектива (распределение аккумулированного дохода, т. е. богатства).
Еще статьи по экономике
Основные направления антимонопольной политики в Российской Федерации
Пол Самуэльсон, лауреат Нобелевской премии, автор одного из самых
популярных учебников по экономике, писал, что, начиная с конца XIX века, почти во всех странах
происходит неуклонное ...
Перспективы формирования внешнеэкономической политики России
внешнеэкономическая политика ростовская область
Кардинальное
изменение геополитического положения России после распада СССР существенно
повысили роль внешнеэкономического фактора в развит ...
Регулирование внешнеэкономической деятельности предприятия
Внешнеэкономическая
деятельность предприятия - это предпринимательская деятельность юридических и
физических лиц, которая включает внешнеторговую и инвестиционную деятельность,
междунар ...