Понятие конкуренции и конкурентных сил
· обеспечение экономической свободы товаропроизводителей;
· саморегулирование товаропроизводителей;
· дифференциация товаропроизводителей;
· распределение ресурсов среди товаропроизводителей.
На современном этапе мирового развития конкуренция как движущая сила вынуждает производителей товаров постоянно искать новые пути повышения их качества, снижения цены, повышения качества сервиса. В связи с дефицитностью ресурсов встает новая проблема - экономия ресурсов у потребителей товаров за счет упрощения конструкции и повышения качества товаров и управления всеми процессами.
По степени интенсивности конкуренция может быть:
· привлекательной, когда в данном сегменте субъект качественнее удовлетворяет свои потребности или получает прибыли больше, чем в предыдущем сегменте;
· умеренной, когда действия субъекта конкуренции поддерживают конкурентную среду в данном сегменте рынка;
· ожесточенной для объекта конкуренции, когда субъект поглощает, уничтожает либо вытесняет объект из данного сегмента;
· ожесточенной для субъекта конкуренции, когда объект (конкурент) поглотает, уничтожает либо изгоняет субъект из данного сегмента.
Формы конкуренции:
· предметная - конкуренция между товарами одной ассортиментной группы, между аналогичными объектами, удовлетворяющими одну и ту же потребность;
· функциональная - конкуренция между товарами (объектами)- заменителями;
· личностная.
Методы конкуренции:
· на основе критерия повышения качества товара (неценовая);
· на основе критерия повышения качества сервиса товара;
· на основе снижения цены (ценовая);
· на основе снижения эксплуатационных затрат у потребителя товара;
· на основе повышения качества управления;
· на основе использования всех конкурентных преимуществ объекта и субъекта (интегральная).
Конкуренция может происходить на следующих уровнях:
местном (в группе, отделе, организации и т. п.);
· региональном (районе, городе, области и т. п.);
· национальном (в стране);
· межнациональном (в нескольких странах);
· глобальном (в мировом масштабе, без конкретно определенных стран).
Первым этапом изучения конкурентной среды является оценка характеристики рынка, на котором работает или предполагает действовать фирма. Рынок:
)место купли-продажи товаров и услуг, заключения торговых сделок;
)экономические отношения, связанные с обменом товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена.
Структура рынков чрезвычайно многообразна. По виду продаваемого товара выделяют рынки сырья, материалов, драгоценностей, средств производства, недвижимости, потребительских товаров и услуг, информационного и интеллектуального (духовного) продукта, инноваций, капитала, валюты, ценных бумаг, труда, рабочих мест и рабочей силы. По масштабам охвата территории различают мировой, зональные, региональные, страновые рынки, а применительно к каждой стране - внутренние и внешние рынки, различают также легальные (официальные) и нелегальные (теневые, черные) рынки. Рынки ценных бумаг, недвижимости и другие делят на первичные и вторичные, на которых происходит перепродажа ценных бумаг.
Рынок - условное место купли-продажи конкретного вида товара, заключения торговых сделок, которые осуществляются в определенных по интенсивности условиях конкуренции, с соблюдением этических и правовых норм и правил. Рынок может быть совершенным и несовершенным. Модель совершенного рынка основана на предположении, что все участники торговых сделок действуют, руководствуясь исключительно экономико-правовыми и этическими принципами.
Факторы, влияющие на конкурентную борьбу:
)размер рынка - чем больше, тем сильнее конкуренты;
)темпы роста рынка - быстрый рост облегчает проникновение на рынок;
)мощности - излишние мощности приводят к падению цен;
Еще статьи по экономике
Общая характеристика предприятия Гранд Сервис
Практическая деятельность осуществлялась в ООО «Гранд Сервис». Данное
предприятие занимается коммерческой деятельностью в области оптовой торговли
парфюмерными и косметическими товарами. ...
Основные направления антимонопольной политики в Российской Федерации
Пол Самуэльсон, лауреат Нобелевской премии, автор одного из самых
популярных учебников по экономике, писал, что, начиная с конца XIX века, почти во всех странах
происходит неуклонное ...
Составление сметы на строительство и расчет сметной стоимости
В
строительстве правоотношения субъектов хозяйственной деятельности (заказчиков и
подрядчиков) регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации.
«Строительные работы на объекте до ...