Основные направления развития железнодорожной отрасли в РФ
В силу естественных географических факторов российский транспорт является одной из системообразующих отраслей экономики, обеспечивающих территориальную целостность государства и единство экономического пространства страны.
По-прежнему, ведущим видом транспорта в России являются железные дороги. На их долю приходится свыше 80% грузооборота и около 40% пассажирооборота страны [11].
В 2007 году в ОАО "РЖД" проведено множество мероприятий, связанных с реформированием отрасли. Основано ОАО "Первая Грузовая Компания", появились другие дочерние компании, а также международные СП по пассажирским перевозкам. Но главное - сформирована "Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года", согласно которой отрасль будет развиваться в ближайшие десятилетия. 2007 год стал знаковым для железнодорожной отрасли.
Программа реформирования железнодорожного транспорта до 2010 года направлена так же, как и "Стратегия 2030", на достижение стратегических целей. По сути, эти документы являются взаимодополняющими. При подготовке "Стратегии развития до 2030 года" достигнутые и ожидаемые к 2010 году результаты реформирования учтены. Поэтому основные направления реформирования изменяться не будут. Реформа в соответствии с программой, утвержденной Правительством Российской Федерации, будет завершена в 2010 году. Вместе с тем и в настоящее время, и в перспективе продолжится формирование эффективных условий и инструментов для привлечения инвестиций в отрасль [41].
Все мероприятия и процессы, заложенные в стратегию, позволят:
· ликвидировать ограничения в провозных способностях на железнодорожном транспорте РФ;
· создать соответствующий мировому уровню инфраструктурный базис для развития новых точек экономического роста в стране;
· обеспечить современный уровень развития инфраструктуры;
· повысить конкурентоспособность железнодорожной отрасли;
· стабилизировать условия инвестиционной привлекательности железнодорожного транспорта.
Стратегией предусмотрены два этапа развитие железнодорожного транспорта в Российской Федерации рис.3. [16].
Рис. 3. Этапы развития железнодорожного транспорта в РФ (2008-2030 гг.)
Для обеспечения потребностей экономики в перевозках "Стратегией" планируется в срок до 2015 года полностью заменить локомотивы и вагоны с истекшим сроком службы. Технические характеристики нового подвижного состава будут соответствовать требованиям клиентов и мировым стандартам в части безопасности, надежности, технической готовности, грузоподъемности, экологичности и структуры жизненного цикла. Потребности железнодорожного транспорта в обновлении подвижного состава и технические требования к новым локомотивам и вагонам уже известны бизнесу и учтены в "Стратегии развития транспортного машиностроения" [25].
Так, в июне советом директоров ОАО "РЖД" принято решение о создании ОАО "Первая грузовая компания" (ПГК) в форме дочерней структуры, одна акция которой принадлежит АНО "Желдорреформа", а остальные - материнской компании. Материалы, бизнес-план и учредительные документы "первой грузовой" были подготовлены в соответствии с утвержденной концепцией развития рынка железнодорожных услуг до 2010 года, предусматривающей распределение вагонного парка РЖД между двумя "дочками" [10].
На первом этапе "Первая грузовая" оперировала 20% подвижного состава, в 2008 году - 67%, а в 2009 году компания станет полноценным оператором.
Планируется, что уже до 2012 года ПГК инвестирует в покупку подвижного состава около 105 млрд. руб.
В апреле 2007 года начал работу новый филиал ОАО "РЖД" - Дирекция железнодорожных вокзалов. Осуществляется работа по выводу на рынок вагоноремонтных депо, перечень которых утвержден советом директоров ОАО "РЖД" [22].
В ближайших планах - создание дочернего общества в сфере строительства и капитального ремонта пассажирских вагонов, трех дочерних обществ в сфере ремонта локомотивов и производства запасных частей для них. Дочерних обществ на базе имущества промышленных предприятий путевого комплекса, несколько совместных предприятий с зарубежными партнерами по оказанию логистических услуг.
В конце 2008 - начале 2009 года создана Федеральная пассажирская компания, которая, должна стать дочерним обществом ОАО "РЖД".
В целях увеличения инвестиционных возможностей железнодорожной отрасли в скором времени начнется активная продажа пакетов акций дочерних компаний ОАО "РЖД". Это позволит привлечь дополнительные инвестиции в развитие инфраструктуры и обновление подвижного состава, повышение эффективности деятельности дочерних обществ за счет участия в управлении миноритарных акционеров, которые помогут организовать экономическую жизнь дочерних обществ ОАО "РЖД" на основе рыночных механизмов [26].
Еще статьи по экономике
Тенденции и формирование экономики знаний
С
конца 90-х годов прошлого века широкое распространение в западной и
отечественной науке получил термин «экономика знаний» или «экономика,
основанная на знаниях» (в прямом переводе с англи ...
Расчет технико-экономических показателей промышленного предприятия за год
Экономика
- это исследование поведение людей в процессе производства, распределение,
обмена и потребления материальных благ и услуг в мере ограниченных ресурсов.
Но,
если рассматрив ...
Себестоимость и рентабельность производства мяса КРС
Себестоимость
продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в
процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья,
материалов, топлива ...