Анализ объемов и динамики производства и реализации продукции
Основной задачей предприятия является производство высококачественной и конкурентной продукции. Темпы роста объема производства продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек и результирующих показателей деятельности предприятия. Поэтому диагностику работы предприятия начинают с изучения показателей выпуска продукции.
Объем производства продукции может быть выражен в натуральных и стоимостных показателях:
)стоимостные показатели (гривны, копейки) используют для обобщающей характеристике объемов производства и реализации продукции;
)натуральные показатели (штуки, метры, тонны) применяют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.
Основными показателями объема производства является товарная, валовая и реализованная продукция.
Валовая продукция - это стоимость всей произведенной продукции, выполненных работ и предоставленных услуг, включая незавершенное производство.
Товарная продукция характеризует объем производства полностью завершенных, и готовых к продаже продукцию, работы, услуги; отличается от валовой тем, что в нее не включаются остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот.
В состав товарной продукции входят:
стоимость готовой продукции;
полуфабрикаты собственного производства, отпущенные на сторону, для капитального строительства и вспомогательным хозяйствам собственного производства;
стоимость переработки сырья и материалов заказчика;
стоимость инструмента, штампов, устройств, отпущенных на сторону или зачисленных в основные средства предприятия.
По своему составу на предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если отсутствуют внутрихозяйственный оборот и незавершенное производство.
Объем реализованной продукции определяется по действующим ценам (оптовыми, договорными), а для нужд экономического анализа включается стоимость реализованной продукции отгруженной и оплаченной покупателями.
Анализ объема производства начинается с улучшения динамики валовой и товарной продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.
Рассмотрим возможность применения цепного метода исчисления . Для расчета цепных темпов роста необходимо сопоставить текущий уровень с предшествующим. Таким образом, база сравнения непрерывно меняется. Среднегодовой темп роста (прироста) рассчитаем по формуле среднегеометрической:
, (1.1)
где n - число лет
- цепные темпы роста
Таблица 1.2 -Анализ объемов и динамика производства и реализации продукции за 4 года
Год |
объем пр-ва валовой продук-ции |
Темпы роста |
Объем пр-ва товарной продукции |
Темпы роста |
Объем пр-ва реализов. продукции |
Темпы роста | |||
базисн.% |
Цеп-ные% |
базисн.% |
Цеп-ные% |
Баз-исн.% |
Цеп-ные% | ||||
2007 |
291,0 |
100 |
100 |
272,4 |
100 |
100 |
270,2 |
100 |
100 |
2008 |
350,2 |
120,3 |
102,3 |
300,7 |
110,4 |
110,4 |
345,8 |
128 |
128 |
2009 |
321,5 |
110,5 |
92,0 |
150,3 |
55,2 |
50 |
232,9 |
88,4 |
67,4 |
2010 |
100,8 |
35 |
31,4 |
87,0 |
32 |
57,8 |
25,3 |
9,4 |
10,9 |
Еще статьи по экономике
Роль малых и средних предприятий в экономике и внешнеэкономических связях России
Актуальность темы выпускной квалификационной работы определяется, прежде
всего, той ролью, которую малые и средние предприятия играют в современной
экономике. Достаточно сказать, что его ...
Сущность инновационной деятельности на предприятии
Особенность
современного этапа развития заключается в глобализации экономических процессов.
В связи с этой тенденцией в экономике происходит формирование сообществом
развитых стран прои ...
Эффективность создания и функционирования ОАО на примере ОАО Березовский сыродельный комбинат
В
результате осуществления за последнее десятилетие коренных преобразований в
политической и экономической жизни в Республике Беларусь, произошли
значительные изменения в отношениях соб ...