Великобритания, Франция
В Европейских странах процесс приватизации принимал разные формы: продажа государственных предприятий частным юридическим и физическим лицам; рекапитализация государственных предприятий при участии частных инвесторов продажа части акции предприятии, являющихся собственностью государства или ими контролируемых.
Для приватизации Великобритании характерны медленные темпы. За год приватизировалось два-три предприятия. Необходимость приватизации Великобритании объяснялось неэффективностью государственных предприятий: низкой производительностью труда и рентабельностью, высокой капиталоемкостью. М. Тэтчер и ее единомышленники основной формой приватизации выбрали продажу государственных предприятий.
Хронологический процесс приватизации Великобритании можно разделить на три этапа.
Первый этап (1979 г - лето 1984 года) характеризовался преимущественно продажей предприятии конкретных отраслей. Это мотивировалось необходимостью снизить потребность госсектора в дотациях. Это были небольшие по размерам компании.
Второй этап (лето 1984 г. - осень 1987 г). Цель этого этапа - расширение круга владельцев акции. Показательны при этом формы приватизаций Британской телефонной корпорации («Бритиш телеком») и Британской газовой корпорации («Бритиш ГАЗ») Правительство продало их целиком, сохранив монопольные структуры отраслей.
Третий этап (1987 г. - по настоящее время) характеризуется активной распродажей отраслей коммунального хозяйства с целью усиления в них конкурентных начал.
Госсектор Франции формировался под воздействием сменявших друг друга волн национализации (1936, 1945, 1982-го годов) и приватизации (конец 60-х и первая половина 70-х годов, 1986-1988, 1993-1996 годов). Выбор правительствами той или иной стратегии в каждый конкретный исторический момент обусловлен многими экономическими, идеологическими политическими и другими мотивами. Однако главную роль во Франции, глубинную первопричину изменений в политике правительств в отношении госсектора играли экономические императивы [4]
В 1982 году правительством левых сил была проведена масштабная национализация. Анализируя эту национализацию можно сказать, что она противоречила потребностям экономического развития страны, привела к увеличению числа неэффективно работающих, убыточных государственных предприятий. Правительству не удалось доказать, что государство способно управлять ими эффективно.
В отличие от национализации 1982 года приватизация 1986 года не стала единовременным актом, связанным исключительно с приходом к власти правоцентристского правительства. Она приобрела характер долговременного стратегического курса, которого придерживались все правительства Франции, в открытой форме или де-факто, независимо от их политической ориентации.
У этой приватизации существует внутренняя противоречивость: приватизация вовсе не означает «ухода» государства из экономики, хотя формально приводит к сокращению размеров государственной собственности. При проведении приватизации правительства разной политической ориентации всегда старались сохранить в своих руках (или даже увеличить) рычаги контроля и управления экономическими процессами. Это очень важно для соблюдения законов ее проведения, так как соблазн расхищения государственной собственности во время приватизации особенно велик. Все мероприятия по приватизации тщательно и порой долго готовились, просчитывались различные варианты и возможности, а в послеприватизационный период государство продолжало наблюдать за деятельностью переданных в частные руки предприятий с тем, чтобы не допустить их перепродажи. Государством принимались меры, ограничивающие сосредоточение капитала приватизируемых компаний в одних руках, а также ограничивающие участие в их капитале иностранных инвесторов.
Еще статьи по экономике
Многообразие форм собственности в рыночной экономике. Формы собственности в России
Собственность относится к числу наиболее важных и сложных проблем
экономики и экономической теории. История экономической жизни общества в
периоды повышенной социальной активности ведет, ...
Составление сметы на строительство и расчет сметной стоимости
В
строительстве правоотношения субъектов хозяйственной деятельности (заказчиков и
подрядчиков) регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации.
«Строительные работы на объекте до ...
Финансово-хозяйственная деятельность ЗАО Сталькрон
На современном этапе развития России обеспечение стабильной
работы предприятий по выпуску конкурентоспособной продукции, является задачей
первостепенной важности. Направленность торговой ...