Понятие и признаки государственного унитарного предприятия
От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.
Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).
Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс. Самостоятельность бухгалтерского баланса заключается в том, что он отражает денежную стоимость всего имущества, которым владеет унитарное предприятие, в динамике. В отличие, например, от баланса, который могут иметь некоторые структурные подразделения (например, филиалы), самостоятельный (завершенный, всеобъемлющий) баланс юридического лица отражает все поступления, активы, пассивы, а также затраты, многие из которых могут не учитываться в балансе структурного подразделения.
Основным отличием унитарного предприятия от коммерческих организаций других организационно-правовых форм является то, что оно не наделено правом собственности на имущество, закрепленное за ним собственником. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. От бюджетных учреждений (собственниками имущества которых также являются органы государственной власти) унитарное предприятие отличается тем, что основной целью его создания и функционирования является систематическое получение прибыли (предпринимательская деятельность).
Статьей 2 Закона об унитарных предприятиях установлено, что унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие). Создание в качестве дочерних организаций иных организационно-правовых форм, в принципе, не запрещено. Однако создание дочерних организаций связано с передачей имущества (собственником которого унитарное предприятие не является). Следовательно, унитарное предприятие не может создавать и иные формы коммерческих организаций.
Унитарное предприятие должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия. Печать унитарного предприятия может содержать также его фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.
Унитарное предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.
Данный пункт дословно повторяет аналогичные нормы Закона об акционерных обществах и Закона об ООО. Здесь следует обратить внимание на то, что, несмотря на специфические отношения унитарного предприятия с собственником имущества и статус этого имущества, средства индивидуализации у предприятий те же, что и у других коммерческих организаций.
Еще статьи по экономике
Формирование рыночной цены
Представление о цене сложилось достаточно давно. Изначально цену
связывали именно с денежным выражением стоимости товара, затем стали
рассматривать как отдельную характеристику товара. Ц ...
Российское предпринимательство
Становление
и развитие предпринимательской деятельности в России связано с коренным
преобразованием сложившихся социально-экономических отношений на пути к рынку,
формированию нового эл ...
Теория потребительского выбора. Потребитель в рыночной экономике
Рынок это экономическая система, ориентированная на потребителя. Этим
объясняется постоянный интерес экономической науки к тому, как ведет себя
обычный потребитель, какими мотивами он ру ...