Формирование малых и средних ТНК в мировом хозяйстве
Многие немецкие МТНК являются семейными предприятиями, которые свято соблюдают традиции, уходящими своими корнями в позапрошлый век. Названия этих фирм олицетворяют качество и верность марке, эти фирмы являются технологическими лидерами в своих отраслях. Компании, подобные Hochland (сыр), Sudmilch (йогурты), Ritter Sport (шоколад), Schoeller (мороженое), Beiersdorf (косметика), Stihl (пилы), находятся в постоянном развитии и нередко переходят черту, отличающую их от крупных ТНК Сегодня в целом ряде таких компаний работают тысячи служащих. В Италии действуют тысячи семейных предприятий, завоевавших всемирную известность, Среди них Benetton (одежда), Chicco (игрушки), FILA (спортивная одежда), Merloni (бытовая техника).
Качественный анализ деятельности МТНК в мировой экономике существенно осложняется методологическими проблемами. Уже отмечались страновые различия в критериях малых и средних предприятий. Согласно ЮНКТАД, средними и малыми ТНК являются те предприятия, где в стране их происхождения занято менее 500 человек и их среднегодовой товарооборот составляет примерно 350 млн. долл. Каждый год ЮНКТАД обновляет данные по имеющейся панели из 50 средних ТНК из стран-членов ОЭСР, но эта выборка далеко не репрезентативна, поскольку таких компаний в мире сотни тысяч. В некоторых странах, например, Германии используются не количественные, а качественные критерии: к МТНК относят международные фирмы, контрольный пакет акций которых принадлежит семье-основателю, а юридический статус - индивидуальный предприниматель или закрытое акционерное общество. При изменении данного статуса или при продаже акций корпоративным акционерам подобная ТНК перестает считаться МТНК.
К этой группе методологических проблем добавляются общие проблемы отнесения той или иной международно-оперирующей компании к ТНК. Всеобъемлющее, устраиваемое все страны понятие ТНК до сих пор не выработано. Это происходит еще и потому, что организационная структура международных компаний постоянно меняется вместе с изменением форм и характера международного бизнеса. В конце 70-х - начале 80-х компромиссный вариант дефиниции ТНК в комиссии ООН по транснациональным корпорациям выглядел так: ТНК - это компания, включающая в себя единицы в двух или более странах, независимо от их юридической формы и поля деятельности; оперирующая в соответствие с согласованной политикой и осуществляющая общую стратегию через один или более руководящий центр; отдельные единицы связаны посредством собственности или каким-либо другим образом так, что одна или более из них могут иметь значительное влияние на деятельность других и, в частности, делить знания, ресурсы и ответственность с другими.
Как видим в этом определении основной критерий - количество стран, в которых работает данная компания. Некоторые эксперты считают, что две страны для ТНК мало, назывались цифры 3, 6 и др. Однако такой подход, по мнению многих авторов, является сугубо формальным. С точки зрения управления компанией проблемы одного порядка возникают, как только она начинает вести деятельность хотя бы в двух странах - трудности совмещения деловых культур, деловые и бизнес-риски и т.п. Чем больше число стран, на которые распространяется деятельность компании, тем более сложными могут становиться эти проблемы, но существо их от этого не меняется. Некоторые ученые считают, что ТНК - это компания с долей иностранных операций в зарубежных активах более 25% и не менее 100 млн. долл. Это тоже не выдерживает критики, поскольку множество крупнейших ТНК мира, тот же Дженерал Электрик в 90-х годах имел показатель менее 15% , а доля иностранных активов менее 13%.
Так или иначе, в научных и статистических целях к МТНК следует относить транснациональные корпорации с общей численностью занятых (в своей стране и зарубежных филиалах) до 250 человек, активами - до 100 млн. долл., годовым объемом продаж - до 20-25 млн. долл. В среднем именно такие показатели имеют небольшие ТНК. При этом ключевым критерием следует считать численность занятых, активы и годовой объем продаж можно использовать на выбор в качестве второго главного критерия.
В мировой экономической науке отношение ученых к МТНК, к перспективам их развития, влиянию на процессы, происходящие в мировой экономике неоднозначно. Некоторые авторы считают, что мы наблюдаем "кризис крупной корпорации и высокую жизнеспособность малых и средних фирм как агентов инновации и источников создания новых рабочих мест". Ряд авторов, проведя анализ рынков США, Западной Европы и Японии, напротив полагают, что крупные корпорации продолжают концентрировать растущую долю капитала и рынков во всех ведущих экономиках. МСП остаются под финансовым, коммерческим и технологическим контролем крупных корпораций. Более того, есть крайняя точка зрения, что все МТНК обречены, на то, чтобы рано или поздно "вырасти" в крупные корпорации, быть поглощенными ими или стать разобщенными, обанкротиться.
Еще статьи по экономике
План производства, обеспечивающий эффективную деятельность предприятия в рыночных условиях хозяйствования
Концепция
стратегии развития предприятия как социально-экономической, так и
производственной системы состоит в формировании главных предпосылок эффективной
деятельности предприятия при ...
Финансово-хозяйственная деятельность ЗАО Сталькрон
На современном этапе развития России обеспечение стабильной
работы предприятий по выпуску конкурентоспособной продукции, является задачей
первостепенной важности. Направленность торговой ...
Сущность инновационной деятельности на предприятии
Особенность
современного этапа развития заключается в глобализации экономических процессов.
В связи с этой тенденцией в экономике происходит формирование сообществом
развитых стран прои ...