Тенденции и перспективы развития внешнеэкономической деятельности российских малых и средних предприятий
Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) - это инвестиционная, предпринимательская и другая деятельность (включая производственную кооперацию) в области обмена товарами, услугами, работами, информацией и результатами интеллектуальной деятельности (исключительными правами на них).
ВЭД российских малых и средних предприятий осуществляется в совершенно иных формах и объемах, чем таких же предприятий в развитых странах. В области внешней торговли такие компании более заметны в импортных поставках, поскольку экспорт, на 80% состоящий из топливно-сырьевой продукции, осуществляется, главным образом, крупными российскими предприятиями. Зарубежная инвестиционная деятельность небольшими фирмами практически не ведется, да и среди крупных компаний только единицы проявили себя в экспорте капитала, если не принимать в расчет создаваемые оффшорные фирмы и личную собственность, приобретаемую состоятельными российским предпринимателями, часто с нарушением законодательства. Участие в международном технологическом обмене также достаточно призрачно. Вместе с тем, определенное позитивное развитие исследуемой сферы мелкого предпринимательства можно наблюдать и сегодня. Основная очевидная тенденция данного развития заключается в том, что малые и средние российские предприятия в большинстве своем участвуют в МЭО на правах пользователя, покупателя, получателя, обучаемого (зарубежной продукции, технологий, иностранных торговых марок, оборудования, бизнес-процессов и т.д.), а не активного участника, экспортирующего в другие страны капитал, знания, конкурентоспособную продукцию, значимо встраивающегося в технологические цепочки российских или даже иностранных ТНК.
К сожалению, в 1990-х годах, в первой половине десятилетия, преобладали "серые" схемы ВЭД мелкого предпринимательства, одна из которых в отечественной литературе получила название "челночной" торговли. Под этим термином понимается массовый ввоз в Россию физическими лицами товаров, которые формально декларируются как предназначенные для личного пользования, но в действительности перепродаются на мелкооптовых рынках и в розницу. Широкое распространение "челночной" торговли в 1990-е годы среди предпринимателей одиночек было обусловлено двумя обстоятельствами. С одной стороны, резко упростилась процедура выезда граждан Российской Федерации за рубеж по туристическим визам. С другой стороны, на товары, ввозимые в страну физическими лицами, долгое время не распространялись таможенные пошлины, в то время как совершенно аналогичные товары, поступавшие в Россию с грузами фирм-импортеров, облагались по весьма высоким ставкам.
Помимо того, что "челночная" торговля объективно выступала питательной средой для "теневой" экономики, ее развитие также деформировало конкурентную среду на внутреннем рынке. Острая конкуренция между "челноками" приводила к быстрому относительному снижению цен на их товары. Причем в силу массовости "челночного" импорта на эти цены должны были ориентироваться и легально действовавшие российские производители. Однако в отличие от "челноков" им приходилось платить налоги и поэтому они систематически проигрывали в конкурентной борьбе, даже если предлагали более качественные товары.
Осознание регулирующими органами данной проблемы уже в середине 1990-х годов привело к ужесточению законодательных ограничений "челночного" бизнеса. В частности, беспошлинный ввоз для физических лиц сначала был ограничен суммой в 5000 долларов, затем в 1996 г. лимит был снижен до 2000 долларов (что вызвало заметные протесты и дискуссии в СМИ) и, наконец, в 1999 г. предельная сумма беспошлинного ввоза была уменьшена до 1000 долларов). "Челночная" торговля в России являлась серьезной социально-экономической проблемой, существенно влиявшей на внешнеторговый баланс страны, характер ее интеграции в мировую экономику и особенность ВЭД малого предпринимательства. Отраслевое влияние "челноков" на экономику точно оценить тоже не просто, но, к примеру, по информации Российского союза кожевников, в 2000 году физические лица официально ввезли в Россию около 1 миллиона пар обуви, а фактически на рынки поступило - около 100 миллионов. Недоплаченные пошлины и налоги в бюджет составили 462 миллиона долларов.
Еще статьи по экономике
Теория потребительского выбора. Потребитель в рыночной экономике
Рынок это экономическая система, ориентированная на потребителя. Этим
объясняется постоянный интерес экономической науки к тому, как ведет себя
обычный потребитель, какими мотивами он ру ...
Статистическое изучение товародвижения и сбыта продукции по материалам ОАО Ливгидромаш
Целью деятельности любого промышленного предприятия является
производство продукции. Ее величина зависит от ряда факторов, таких как
техническая оснащенность производства, обеспеченность ...
Бюджетирование и контроль затрат по центрам ответственности
Актуальность выбранной темы определяется тем, что бюджетирование играет
важнейшую роль в развитие предприятия и в получении наиболее высокой прибыли.
Управление предприятием невозможно б ...