Подходы к управлению внешним долгом
Анализ мирового опыта показывает, что не существует каких либо конкретных установленных стратегий и систем управления долгом. Многие страны формируют собственные системы управления долгом с учетом своих национальных экономических особенностей. К примеру, в большинстве стран функции по управлению долгом рассредоточены по ряду учреждений, тем не менее, в некоторых экономически развитых странах (Ирландия, Новая Зеландия, Швеция, Великобритания и так далее) существуют специальные независимые службы по управлению государственным долгом. Во многих странах политика государственного (правительственного) заимствования, кроме финансирования дефицита государственного бюджета, также фокусируется на развитии внутреннего фондового рынка, однако существуют другие страны (например, Бразилия), вкоторыхвбольшейстепениправительственноезаимствованиеосуществляетсянавнешнихрынкахкапиталадлятого, чтобы не создавать конкуренцию для финансовых институтов страны. Кроме того, по уровню размеров валового внешнего долга страны находятся на разных позициях.
Методология формирования статистики внешнего долга Республики Беларусь в целом основа на методологических рекомендациях Международного валютного фонда, Всемирного банка и других международных организаций и соответствует основным принципам формирования Системы национальных счетов ООН и статистики платежного баланса.
Вместе с тем существующие подходы по формированию и представлению статистики внешнего долга не полностью соответствуют требованиям международной методологи и по внешнему долгу и не обеспечивают информацией, необходимой для детальной оценки внешней задолженности различных категорий резидентов страны.
В целях обеспечения всестороннего охвата и обоснованного представления о валовом внешнем долге внешний долг страны целесообразно определять в следующем аналитическом представлении:
1. Долг государственного сектора:
.1 Долг сектора государственного управления
.1.1 Долг Правительства
.1.2 Долг Национального Банка
.2 Долг организаций с преобладающим участием государства (50 и более %), включая долг их дочерних, зависимых и совместно контролируемых организаций:
.2.1 Долг республиканских государственных предприятий (на праве хозяйственного ведения)
.2.2 Долг акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью с преобладающим участием государства:
.2.2.1 Межфирменная задолженность
.2.2.2 Иная задолженность
. Условные обязательства Правительства:
.1 Гарантированный государством долг
.2 Долг по поручительствам государства
. Долг частного сектора (за исключением организаций с преобладающим участием государства (50 % и более):
.1 Долг организаций финансового сектора (за исключением организаций с Участием государства):
.1.1 Долг банков второго уровня
.1.2 Долг иных финансовых организаций
.2 Долг нефинансового корпоративного сектора (за исключением организаций с участием государства):
.2.1 Межфирменная задолженность:
.2.1.1 Затраты на разведку
.2.1.2 Иная межфирменная задолженность
.2.2 Иной долг нефинансового корпоративного сектора
.3 Долг организаций с участием менее 50 % акций государства:
.3.1 Межфирменная задолженность
.3.2 Иная задолженность
.4 Прочая задолженность (домашние хозяйства и некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства).
Поскольку гарантии и поручительства государства предоставляются организациям как государственного, так и частного секторов и являются лишь условными обязательствами государства, в указанной аналитической структуре сумма валового внешнего долга соответствует итоговой сумме пунктов 1и 3 без учета значения пункта 2.
В целях обеспечения эффективного управления по долгу государственного сектора и внешнему долгу частного сектора необходимо осуществлять системный мониторинг.
Одной из основных проблем управления долгом является отсутствие работающей системы обмена информацией между государственными органами, ответственными за управление внешним долгом организаций с преобладающим участием государства, и регулирование внешнего долга частного сектора.[15]
Поэтому для осуществления обмена информацией между государственными органами и проведения системного анализа состояния долга необходимо создать единую интегрированную электронную базу данных, которая будет периодически обновляться по долгу сектора государственного управления и условным обязательствам государства -уполномоченным органом по исполнению бюджета, по внешнему долгу организаций с преобладающим участием государства и внешнему долгу частного сектора - Национальным банком и уполномоченным органом по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций в части индикаторов финансовой стабильности финансового сектора, уполномоченным органом по статистике в части индикаторов нефинансового корпоративного сектора в пределах своей компетенции.
Еще статьи по экономике
Роль бизнес-планирования в стратегическом развитии казенного предприятия (на примере ФКП УТ ЛенВО ОСП Ломоносов)
Тема бизнес-планирование одинаково важна как для тех, кто
только собирается создавать новое предприятие, так и для тех, кто уже не
новичок в бизнесе, однако хочет расширить его объемы, в ...
Статистическое изучение использования оборотных средств на ОАО Промприбор
Финансовое положение предприятия, его ликвидность и
платежеспособность, непосредственно зависят от того, насколько быстро средства,
вложенные в активы, превращаются в реальные деньги. Та ...
Экономическая эффективность производства зерновых культур и пути ее повышения в современных условиях на примере КУСХП Зеленка
Одной из крупнейших отраслей земледелия является производство
зерна. Обеспечение народа продовольственным зерном собственного производства -
важнейшая государственная проблема. Решающее ...