Монополия
В современное время нет единого мнения насчёт монополий: существуют как противники, так и защитники их существования. Рассмотрим аргументы обеих сторон и попытаемся сделать соответствующие выводы:
Аргументы противников монополий:
). Монополизация производства приводит к снижению эффективности использования экономических ресурсов, сокращению количества выпускаемой продукции, неоправданному завышению цен, нарастанию х- неэффективности (неспособности произвести любой данный объем продукции при минимальных издержках производства). В условиях совершенной конкуренции MR=MC, в монополии же MR>MC.
). Монополии тормозят НТП. Большинство научных открытий (48 из 61) было сделано мелкими предпринимателями. Монополии стараются избегать слишком частых и глубоких модификаций производства.
). Монополии могут оказывать негативное влияние на политическую ситуацию в стране. Попросту говоря, подкупать чиновников, заставляя их принимать выгодные для себя законы, получать госзаказы и т.д.
). Монополизация производства ведёт к имущественной дифференциации населения, что чревато социально-политическими конфликтами.
Аргументы в защиту монополий.
). Монополистами становятся сильнейшие, следовательно их производственная деятельность соответствовала интересам общества.
). Монополизация не устраняет конкуренцию, поскольку в условиях развитого рыночного хозяйства существуют другие отрасли и иностранные фирмы, являющиеся потенциальными конкурентами.
). Монополии не тормозят, а, напротив, стимулируют НТП. Хоть и большая часть научных открытий сделана маленькими фирмами, их реализация и дальнейшее развитие остаётся уделом крупных фирм. Производство продукции в масштабах большой фирмы позволяет лучше использовать эффект масштаба, снижать себестоимость и повышать качество производимой продукции. "Стереотипы мышления начала XX века, будто монополия всегда стремится паразитировать на достигнутом, тормозить НТП, склонна к "загниванию и застою", сильно устарели" (4.С.264).
). Монополизация обусловлена объективными особенностями технологии современного производства.
Из всех этих доводов можно сделать один вывод: монополия не является негативным явлением в экономике, в случае, если она удовлетворяет потребности потребителей, при этом, не завышает цены, а также развивает ту отрасль, в которой работает. Понятное дело, что любой предприниматель, являющийся монополистом, хотел бы повысить цену на свою продукцию и получить сверхприбыль - вряд ли бы он задумался о потребностях своих покупателей. Именно для того, чтобы это не происходило, в каждой стране с развитой рыночной экономикой существуют различные законы, направленные на сохранение конкуренции и защиту людей от монопольной деятельности фирм, а также службы и департаменты, следящие за соблюдением законодательства и деятельностью фирм. О них и пойдёт речь в следующей главе.
Еще статьи по экономике
Исследование использования прибыли
прибыль финансирование хозяйственный
Прибыль выступает показателем оценки эффективности хозяйственной
деятельности коммерческой организации, кроме этого является источником
финансирования ...
Статистическое изучение товародвижения и сбыта продукции по материалам ОАО Ливгидромаш
Целью деятельности любого промышленного предприятия является
производство продукции. Ее величина зависит от ряда факторов, таких как
техническая оснащенность производства, обеспеченность ...
Денежный спрос и его факторы
Поистине, это самый загадочный инструмент из всех
приобретенных человеком. Нет ничего проще, как с ним обращаться, и нет
ничего труднее, чем понять, как он действует. Никто не может по ...