Краткосрочная антимонопольная политика
Главной трудностью в антимонопольной политике является выбор в использовании этих методов. В развитых странах, в том числе и в России, эти два подхода пытаются сочетать.
Функциональный (поведенческий) подход используют по отношению к уже сложившимся фирмам-монополистам. Карательные меры против них принимаются обычно только по результатам судебного разбирательства конкретных монополистических злоупотреблений. При этом самые жесткие меры используются с большой осторожностью. Так, случаи принудительного раздробления фирм (демонополизации) во всем мире можно пересчитать по пальцам: на деле очень трудно раздробить единую целую фирму на несколько предприятий, в условиях России же почти невозможно.
Структурный подход в основном используется по отношению к вновь формирующимся монополистическим структурам. При этом если рост фирмы носит естественный характер, т.е. она захватывает все большую долю рынка благодаря высокому качеству продукции, ее доступной цене и быстрому обновлению, то никакие меры против такой фирмы не принимаются, вне зависимости от величины ее рыночной доли. Зато, когда новая компания формируется путем слияний с другими фирмами или их поглощения, антимонопольные органы тщательно следят, чтобы возникшая гигантская фирма на одном рынке, на которых она действует, не превысила бы определенной доли.
В российских реалиях по отношению к крупным фирмам требуется использовать поведенческий подход, так как в большинстве своём их поведение носит монополистический характер. В малом же бизнесе следует не пресекать, а наоборот - даже поощрять слияние фирм. Может это и повышает рыночную концентрацию, но при этом фирма лучше "стоит на ногах", у неё появляются средства для дальнейшего развития и в её силах становится конкурировать с более крупными фирмами, что только стимулирует конкуренцию на рынке.
ЗАКОНОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Еще одной важной задачей является активизация и повышение качества законотворческой и нормотворческой деятельности. Эта работа должна идти по двум направлениям: Во-первых, развитие собственно антимонопольного законодательства; Во-вторых, совершенствование правил применения антимонопольного законодательства, где главное - создание реальных рычагов воздействия на антиконкурентные элементы.
В настоящее время в России такая работа ведётся - идёт создание второго пакета поправок антимонопольного законодательства. "В соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации и Протоколом совещания у Председателя Правительства Российской Федерации от 19.08.2008 Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти подготовила проекты федеральных законов, направленных на совершенствование антимонопольного законодательства: проект федерального закона "О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации"; проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и некоторые другие законодательные акты";
проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" "
Второй антимонопольный пакет // ФАС России:
URL: http://www.fas.gov.ru/competition/20349.shtml
(2009. 20 апреля)
БОРЬБА С БАРЬЕРАМИ ВХОЖДЕНИЯ В ОТРАСЛЬ
В первую очередь требуется бороться с антиконкурентными действиями органов государственной власти и местного самоуправления. Борьба должна вестись по трем основным направлениям: С барьерами на пути движения товаров; с административными барьерами (угнетающими, прежде всего, малый бизнес); с действиями государственных органов, искажающими конкурентную рыночную среду. Особенно важно, что эффективное применение антимонопольных методов воздействия на органы власти оказывает большое антикоррупционное влияние.
"Бизнес задавлен административными барьерами, коррупцией, системой налогообложения и карательным характером налогового администрирования", - говорит Андрей Нечаев, президент Российской финансовой корпорации, бывший министр экономики.
ВЫЯВЛЕНИЕ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВО МОНОПОЛЬНЫХ ЦЕН
Следующая задача - выявление и доказательство монопольных цен и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию.
Здесь необходимо как серьезное развитие законодательства, так и постоянное взаимодействие с другими ведомствами, прежде всего - силовыми.
Вот наглядный пример монопольного завышения цен. Коротко охарактеризовать ситуацию можно так: дочерняя компания ЛУКОЙЛа ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт", обладающая значительной долей рынка в Волгоградской области среди других топливных компаний, с 2007 по 2008 годы неоправданно завышала цены на бензин марки АИ-92 и АИ-95. ФАС возбудила по этому поводу расследование.
Еще статьи по экономике
Исследование современного состояния естественных монополий в России
Существует огромное количество различных рыночных состояний, что
позволяет говорить о несовершенстве рынков и рассматривать монополистическую
составляющую в качестве причины этого несове ...
Производительность труда как важнейший фактор эффективности производства на примере СП ЗАО Милавица
Производительность труда на промышленных предприятиях является не только
одним из главных показателей эффективности его деятельности, но и прогнозным
показателем, от выполнения которого ...
Определение рыночной стоимости двухкомнатной квартиры в двухэтажном кирпичном доме, расположенном в п. Ильинское
Задание на оценку
· Объект оценки: Двухкомнатная квартира в кирпичном доме;
Адрес: Ивановская обл. Ильинский р-н, п. Ильинское, ул. Советская
д.77 кв.6
· Собственни ...