Потребительские инновации в рыночной экономике
разработка нововведения;
материализация нововведения в новом продукте;
востребованность рынком, т.е. удовлетворение потребностей потребителей;
способность нововведения приносить доход.
Вместе с тем вопрос о том, кто осуществляет генерацию идеи, остается открытым. С этой точки зрения, на наш взгляд, целесообразно классифицировать все инновации по субъекту разработки нововведений на две группы: производственные (традиционные) и потребительские.
Причем под производственными или традиционными инновациями будем понимать результат научных знаний и опыта специалистов предприятия, воплощенный в новой идее, на основании которой создается новый рыночный продукт, способный приносить предприятию доход.
Разработку инноваций осуществляют компании, проводя научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Цель такой работы вполне ясна - получение дополнительных преимуществ перед конкурентами путем использования новшеств, которые способны привести к снижению издержек фирмы, освоение новых рынков и закрепление на уже освоенных рынках и т.д. Оценить же степень новизны и уровень полезности таких инноваций возможно только в процессе их использования.
Потребительские инновации имеют значительно большую вероятность быть востребованными на рынке и будут значительно эффективнее, так как их идею выдвинули сами потребители, исходя из собственных потребностей и собственных предпочтений.
Таким образом, инновации различаются в зависимости от генератора идей, на основании которых рождаются инновации. В качестве генератора могут выступать как специалисты предприятия, так и сами потребители. И поскольку новые продукты разрабатываются для потребителей и оцениваются потребителями, те инновации, которые созданы на основании потребительских предложений, являются более жизнеспособными и экономически эффективными.
Теперь уделим внимание процессу производства потребительских инноваций.
В современном обществе развитие большинства сфер деятельности в значительной степени определяется тем, насколько эффективно организовано их информационное обеспечение. Конкурентоспособность отдельных компаний и национальной экономики в целом во многом зависит от уровня информационной инфраструктуры. При формировании потребительских инноваций невозможно обойтись без информационной поддержки. В то же время информация, необходимая для реализации инновационной политики, имеет свою специфику.
Использование системы потребительских инноваций невозможно без создания целостной системы информационного обеспечения, которая позволит предоставлять потребителям информацию о продуктах, а, самое главное, предприятию получать информацию от потребителей по поводу различных нововведений и усовершенствований.
Важным аспектом при этом служит анализ информации, поступающей от потребителей. Но так как такая информация носит особый характер (имеет свои особенности: многомерность, сложность, научно-техническая новизну), то соответственно необходимы специальные современные информационные технологии, способные понять ее и выдать соответствующие аналитические сведения.
Еще статьи по экономике
Комплексный экономический исследование состояния и использования трудовых ресурсов организации
Экономика нашей страны практически перешла на рыночные рельсы и
функционирует исключительно по законам рынка. Предприятия сами отвечают за свою
деятельность, и сами принимают решения о д ...
Иностранные кредиты и экономическая безопасность Республики Беларусь
Проблема внешней задолженности является одной из
острейших для Беларуси, т.к. национальная экономика страны требует
значительного вливания инвестиций, технологий, инноваций, но она не мо ...
Регулирование внешнеэкономической деятельности предприятия
Внешнеэкономическая
деятельность предприятия - это предпринимательская деятельность юридических и
физических лиц, которая включает внешнеторговую и инвестиционную деятельность,
междунар ...