Формирование институциональных предпосылок развития финансового сектора экономики Украины
1) юридическая методика оценки перспектив внедрения в корпус права элементов других правовых систем;
2) методика оценки перспектив использования одинаковых методов управления в странах с разными традициями организации трудовых отношений;
3) методика определения степени совместимости формальных институтов власти и неформальных норм, регулирующих властные отношения;
4) методика, основывающаяся на сравнении норм, по которым созданы идеальный тип господствующей в обществе неформальной институции и идеальный тип импортируемой формальной институции. При создании идеальных типов основных институций финансового сектора этот подход позволяет исследовать широкий спектр институциональной динамики, однако все это присуще теории, а на практике достичь такой ситуации не реально.
По нашему мнению, проблема состоит не столько в отсутствии законодательных рыночных норм и соответствующих структур, сколько в неэффективности, а в ряде случаев - и в невозможности безусловного следования таким нормам. Согласно теории "институциональной трансплантации", развитой В. Полтеровичем, процесс заимствования развивающихся в другой институциональной среде институций, обычно реализуемый из более развитой системы хозяйствования в менее развитую с целью ускорения институционального развития последней, может столкнуться с нарушением функций трансплантируемых институций. "Чужая" институциональная система оказывает жесткое влияние на "вживляемую институцию, которая дисфункционно проявляет себя в процессе адаптации". В итоге это приводит к появлению институциональных "ловушек" - неэффективных, но устойчивых общественных институций, препятствующих нормальному протеканию хозяйственных процессов (коррупция, теневая экономикам, неплатежи, бартер и т. д.). Применяя методологию этого автора к процессам становления финансового сектора экономики Украины, можно отметить, что такая трансплантация оказалась весьма рискованным и дорогим мероприятием, которое характеризуется высокой степенью неопределенности и неэффективности из-за дополнительных расходов в виде возможных дисфункций.
В этом контексте определенный интерес представляют исследования группы российских ученых, которые считают, что невозможно переделать институциональные структуры стран восточной культуры так, чтобы они стали подобны западным, поскольку первые никогда не смогут достичь такого уровня развития благосостояния, которого достигли вторые. Есть, правда, общеизвестные исключения - Япония, Корея, Гонконг, Сингапур. Но их нужно рассматривать как стечение обстоятельств, в силу которых конфуцианская культура, в отличие от исламской, индийской, латиноамериканской или африканской, оказалась на данном этапе способной воспринимать некоторые полезные западные институции. Однако Д. Берковиц, К. Пистор и Ж.-Ф. Ришар, рассматривая характеристики трансформации правовых норм в 39 странах, приводят другой перечень государств, где процессы рецепции и адаптации в конечном счете прошли успешно, - Япония, Италия, Голландия, Аргентина, Чили, Израиль.
С нашей стороны, можно сделать вывод, что, поскольку украинская культура, так же как и российская, имеет черты европейской и восточной культур, потому, учитывая современное положение дел в Украине, мы пока что обречены на постоянное отставание от лидеров, о чем и свидетельствуют мировые рейтинги. Следовательно, реформы должны стать способом осуществления институциональных изменений, а реформаторы - садовниками, а не инженерами или импортерами, ищущими лучшие мировые практики. В отношении предложенной концепции "выращивания", которая также нашла отражение в работе Б. Клейнера, мы соглашаемся с мнением украинской исследовательницы В. Решетило о том, что в ней " .не учитывается тот факт, что в условиях неустойчивой, неравновесной и неопределенной социально-экономической среды институты не выращиваются, а возникают как своеобразный инвариант в их видоизменяемых взаимодействиях с внешней и внутренней средой". Концепция "выращивания" институций не учитывает также степени способности институциональной среды воспринимать изменения.
Из анализа институциональных основ финансового сектора экономики следует, что изменение формального правила (нормативно-правого акта) приводит не просто к приспосабливанию или уклонению от выполнения финансовым институтом этого изменения. Возникает такое понятие, как "кругооборот институций" (рис.), когда введение политических (правовых) правил и их внедрение в систему уже существующих экономических правил и традиционных норм обусловливают формирование одной и той же схемы. С новым правилом финансовый институт функционирует в новой хозяйственной практике, однако если оно не выгодно, то этот институт с помощью регулятора или саморегулирующейся организации модифицирует его согласно своим потребностям. В конечном счете, каждое формальное правило приспосабливается и отфильтровывается микроэкономической средой.
Еще статьи по экономике
Российское предпринимательство
Становление
и развитие предпринимательской деятельности в России связано с коренным
преобразованием сложившихся социально-экономических отношений на пути к рынку,
формированию нового эл ...
Себестоимость и рентабельность производства мяса КРС
Себестоимость
продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в
процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья,
материалов, топлива ...
Агропромышленный комплекс Республики Беларусь
Сельское
хозяйство - важнейшая отрасль материального производства, народного хозяйства
страны. Специфичность роли, отведенной сельскому хозяйству, обуславливается
производством продукто ...