Влияние неполноты и асимметрии информации на эффективность функционирования рынков
несовпадение интересов принципала и агента;
информационная асимметрия (в пользу агента) в отношении качества выполнения условий контракта;
несовершенство рынка агентских услуг.
Проблема взаимоотношений принципала и агента заняла важное место в современных теориях фирмы и экономики общественного сектора.
Представление о том, что поведение фирмы полностью подчинено интересам ее владельцев, - сильное упрощение. Труд - ресурс особый в том отношении, что он не может быть отделен от продавца - работника, а каждый работник является носителем своих собственных интересов. Контроль со стороны администрации за деятельностью работников требует затрат и не всегда может быть полным. Чем менее стандартна работа, тем труднее контролировать ее выполнение.
Крупной фирмой фактически управляют не владельцы (акционеры), а наемные менеджеры. Если менеджер не является акционером, то максимизация прибыли не входит в круг его личных интересов. Его мотивы иные: сохранение и повышение статуса, расширение масштабов деятельности и т.д. Если владельцев в равной степени интересуют и выручка и затраты - положительная и отрицательная составляющие прибыли, то менеджер часто заинтересован в увеличении выручки и равнодушен к затратам. Однако возможности акционеров в отношении контроля за деятельностью администрации весьма ограничены.
В каких бы формах ни проявлялись последствия асимметрии информации, все они свидетельствуют о том, что асимметрия информации оказывает серьезное негативное влияние, выражающееся в снижении эффективности принимаемых участниками рынка решений, функционирования самого рынка и экономики в целом.
Эффекты информационной асимметрии наряду с трансакционными затратами представляют собой «дефекты микроструктуры» рыночных взаимодействий субъектов экономической деятельности, приводящие к неоптимальному размещению ресурсов. Экономика информации - интенсивно развивающаяся отрасль микроэкономики. В круг ее проблем входят методы сигнализирования, позволяющие ограничить асимметрию информации.
Регулирование проблемы асимметрии информации может проводиться на уровне оптимизации экономической системы в целом. При этом рыночная информация играет роль общественного блага, а ее распространение - одна из важнейших функций общества. Поэтому определяющими способами снижения асимметрии информации являются законодательное регулирование экономической деятельности, развитие и поддержка государством деятельности общественных организаций - союзов (ассоциаций) потребителей и производителей, социальное страхование, организация институтов информационного посредничества - кредитных бюро, накапливающих ретроспективную информацию институционального характера.
Преодоление проблемы асимметрии информации на уровне функционирования экономических агентов - забота фирмы. Причем часто фирмам приходится решать проблему как со стороны спроса, где асимметрия информации проявляется в скрытых для фирмы характеристиках покупателей, так и со стороны предложения, где фирма должна обезопасить себя от проявлений негативного отбора. Для этого фирмы используют концепцию рыночных сигналов, разработанную Майклом Спенсом.
Еще статьи по экономике
Общая характеристика предприятия Гранд Сервис
Практическая деятельность осуществлялась в ООО «Гранд Сервис». Данное
предприятие занимается коммерческой деятельностью в области оптовой торговли
парфюмерными и косметическими товарами. ...
Пути повышения эффективности использования оборотных средств на примере СПК Царевич
Оборотные средства являются одной из составных частей
имущества предприятия. Состояние и эффективность их использования - одно из
главных условий успешной деятельности предприятия
Акт ...
Инструменты государственного стимулирования устойчивого роста экономики в современных условиях
Поддержание
экономического роста - одна из главных целей макроэкономической политики.
Подавляющее большинство экономистов независимо от того, какой научной школе они
относятся, считают ...