Рынок потребительских товаров в Украине
Большинство оптовых предприятий в Украине, к сожалению, относятся к малым или средним, они осуществляют лишь ограниченный цикл обслуживания (организацию хозяйственных связей, доставку товара и некоторые другие функции). Неспособные стать центрами регулирования товаропотоков, они превращаются в простых посредников, которые ведут операции только по продаже и перепродаже небольших партий товаров. Полный цикл основной торговой деятельности им не под силу. Все это отрицательно сказывается на взаимосвязях розничной торговли и отечественных товаропроизводителей. Данные, приведенные в таблице 1, показывают, как изменялся оптовый товарооборот в целом и продовольственных товаров в частности в Украине в 2004-2009 гг.
Таблица 1. Показатели динамики оптового товарооборота в Украине в 2004 - 2009 гг. (млрд. грн.)
Показатель |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
Оптовый товарооборот предприятий |
547,1 |
511,2 |
667,2 |
863,9 |
1050,4 |
860,9 |
К предыдущему году (%) |
138,9 |
93,4 |
130,5 |
129,5 |
121,6 |
82,0 |
К ВВП (%) |
158,5 |
115,8 |
122,6 |
119,9 |
110,8 |
94,1 |
Оптовый оборот продовольственных товаров |
65,3 |
79,1 |
103,3 |
131,5 |
155,1 |
168,3 |
К предыдущему году (%) |
121,1 |
121,1 |
130,6 |
127,3 |
117,9 |
108,5 |
К ВВП (%) |
18,9 |
17,9 |
19,0 |
18,2 |
16,4 |
18,4 |
Как видно из таблицы 1, в 2009 г. в сфере оптовой торговли Украины остро проявились кризисные тенденции: по отношению к ВВП товарооборот составил 94,1 %, то есть резко уменьшился по сравнению с предыдущим годом. Что касается продовольственных товаров, то он в 2009 г. увеличился на 13,2 млрд. грн., а к ВВП - на 2,0%.
Отсутствие эффективной оптовой торговли в Украине провоцирует неурегулированность торгово-промышленных связей, неупорядоченность формирования товарного предложения, ненадлежащее качество потребительских товаров, неритмичность поставок, медленное обновление ассортимента на производстве.
Значимость оптовой торговли объективно обусловлена ролью оптовых предприятий, которые могут иметь максимально полную информацию о конъюнктуре рынка по отношению к производителям и предприятиям розничной торговли.
В нынешних условиях только мощные оптовые предприятия способны закупать крупные партии товаров, что гарантирует более низкие цены, внедрять передовые технологии, обеспечить высокое качество обслуживания, предлагать покупателям разнообразный ассортимент. Посткризисные тенденции развития оптовой торговли предусматривают рационализацию всего комплекса взаимосвязей между реальным сектором экономики и внутренней торговлей.
Следует включить на полную мощность потенциал экономической конкуренции на отечественных товарных рынках. В данном плане очень нужна действенная ценовая конкуренция, которая на украинском внутреннем рынке остается довольно слабой. В связи с этим обратим внимание на один важный аспект проблемы развития экономической конкуренции в Украине. Припомним, что в политике "нового курса" Ф. Рузвельта в качестве антикризисного инструмента рассматривались отраслевые соглашения о ценах - так называемые кодексы справедливой конкуренции, которые касались широкого круга вопросов, включая отпускные цены.
Еще статьи по экономике
Капитал как основа предприятия
основной капитал эффективность
Одним из направлений улучшения инвестиционного климата является
эффективное использование основного капитала предприятия.
В рыночных условиях стабильност ...
Влияние железнодорожного транспорта на экономические и культурные показатели жизнедеятельности государства
В широком смысле слова современный транспорт - это крупный и сложный
комплекс народного хозяйства, в рамках которого действуют как самостоятельные
отрасли различные виды так называемого ...
Роль малых и средних предприятий в экономике и внешнеэкономических связях России
Актуальность темы выпускной квалификационной работы определяется, прежде
всего, той ролью, которую малые и средние предприятия играют в современной
экономике. Достаточно сказать, что его ...