Индексные методы статистического изучения товародвижения и сбыта продукции
В оценке и анализе товарооборота используются все методы статистического исследования динамических процессов: построение динамических рядов (в натуральных и стоимостных единицах); расчет его показателей (базисные и цепные темпы роста и прироста, среднегеометрические темпы, абсолютные темпы и абсолютное значение 1% прироста); построение трендовых и регрессионных моделей динамики; группировка отдельных предприятий, фирм, регионов по темпам роста товарооборота.
Однако наиболее важное место в анализе динамики товарооборота занимает индексный метод (как самостоятельно, так и в комбинации с другими методами).
Индексный метод позволяет решить большую часть задач, поставленных перед статистикой динамики товарооборота:
оценить вектор и скорость развития товарооборота;
отразить количественные и ценовые компоненты динамики товарооборота;
выявить и охарактеризовать место демографического фактора в динамике товарооборота;
обнаружить и оценить ассортиментные и структурные сдвиги в динамике товарооборота;
отразить роль регионов в формировании процесса общего изменения товарооборота.[1]
Изменение товарооборота (стоимость проданных товаров или денежная выручка торгового предприятия) за какой-то промежуток времени характеризуется отношением двух денежных сумм: текущего (изучаемого) периода с базисным (любым прошлым) периодом. Этот показатель называется индексом товарооборота, так как в нем агрегатируется в стоимостной форме продажа совокупности товаров с различными потребительскими свойствами.
Индекс товарооборота - относительный показатель, который характеризует изменение стоимости совокупности проданных товаров (денежной выручки торговли или расходов покупателей на приобретение товаров) в текущем периоде по сравнению с базисным за счет совместного влияния изменений количества и цен.
Расчет индекса товарооборота осуществляется по следующей формуле агрегатного индекса:
(8)
где и
- цена i-го товара соответственно в базисном и текущем периодах;
и
- количество проданного i-го товара соответственно в базисном и текущем периодах;
n - число i-х товаров, вошедших в общую совокупность.
Особенностью данного индекса является то, что он отображает изменение объема розничного товарооборота в результате действия сразу двух факторов-товарной массы и розничных цен. [6]
На втором этапе анализа динамики товарооборота рассчитывается индекс товарооборота в неизменных ценах (индекс физического объема). Многотоварный, или агрегатный, общий индекс, который должен отразить динамику количественного фактора товарооборота, представляет собой индекс стоимости товаров, где зафиксирован фактор цены.
Индекс физического объема товарооборота - относительный показатель, который отражает влияние изменения объема продажи товаров (количества и ассортиментных сдвигов) на динамику товарооборота; рассчитывается как отношение стоимостей количества товаров текущего и базисного периодов, соизмеренных в ценах одного и того же периода.
Агрегатная форма данного индекса представлена а следующем виде:
(9)
где - одинаковая для числителя и знаменателя индекса цена (неизменная, или сопоставимая цена) i-го товара/ассортиментного вида;
Еще статьи по экономике
Эффективность использования основных фондов предприятия на примере ООО Мцна-Инвест
Производственно-хозяйственная деятельность предприятия
обеспечивается не только за счёт использования материальных, трудовых и
финансовых результатов, большая роль здесь отводится основн ...
Исследование использования прибыли
прибыль финансирование хозяйственный
Прибыль выступает показателем оценки эффективности хозяйственной
деятельности коммерческой организации, кроме этого является источником
финансирования ...
Финансовые резервы предприятия
Финансы предприятия - денежные отношения, связанные с
формированием и распределением денежных доходов и накоплений и их использования
на различные цели (например на выполнение обязательс ...