Модели взаимодействия государства и крупных корпораций
Среди политических моделей взаимного влияния государственной власти и бизнеса можно выделить следующие [8, c.154-155]:
. Модель функционального представительства. В рамках теории функционального представительства следует оценивать динамику влияния бизнес ассоциаций на государство, корпоративного бизнеса на политическую и нормативную системы.
. Системная модель. Согласно системному анализу, любая система, в том числе и политическая характеризуется определенными нормами, которые определяют поведение людей в политической жизни, а именно их участие в процессах выдвижения требований, превращения этих требований в решения и осуществления решений. Эти нормы - основные правила участия бизнеса в политических процессах в стране.
. Конфликтная модель. В рамках данной модели взаимодействия государства и бизнеса рассматриваются через конфликт интересов, выраженный как в правовой, экономической форме, так и политической форме. В рамках данной модели рассматривается гипотеза об имущественной экспансии государства и усиления его роли не только в политической системе, но и в экономической.
. Корпоративистская модель. Гораздо адекватнее суть этой модели отражает такое понятие, как государственный корпоративизм. Отношения между факторами в данной модели выстраивается сверху и в основном политическими способами.
Государственный корпоративизм в рамках политико-правового взаимодействия государства и бизнеса можно охарактеризовать следующими основными принципами: принцип безответности партнеров и механизм избирательного правоприменения, принцип монополизации финансовых потоков и механизмы воздействия на бизнес, принцип вывода центров прибыли корпораций и правовое регулирование взаимоотношений государства и бизнеса и принцип влияния делового сообщества на процесс принятия политических решений.
Государственный корпоративизм 90-х годов ХХ века рассматривается через приватизацию государственной власти бизнесом. Применительно же к реалиям 2009 года государственный корпоративизм основывается на монополизации органами государственной власти самого бизнеса.
В настоящее время с высокой долей определенности можно говорить о повышении политической роли государства в отношениях с бизнесом. На первый план выдвинулась новая модель отношений: "государство компаний". В отношениях с государством несколько уменьшилась роль классических посредников: традиционные ассоциации бизнеса и политические партии и повысилось значение новых посредников: политические подразделения внутри крупных фирм и независимые консалтинговые агентства. В тоже время в федеральном центре и в регионах проявляются тенденции, свидетельствующие о том, что политический потенциал бизнеса сейчас в целом весьма ограничен. В настоящее время крупный бизнес превратился во второй после "силовиков" по значимости источник рекрутирования политической элиты в федеральном центре и регионах. Во-вторых, потенциальное изменение формата политического режима после выборов 2007-2008 годов "деконцентрация в верхах" объективно расширяет возможности доступа к механизмам принятия решений для наиболее ресурсных групп, прежде всего, крупного бизнеса. Наконец, в-третьих, ограниченность "государствоцентричной" модели при ориентации нового политического режима на развитие делает для него практически безальтернативным сотрудничество с бизнесом, включая формальное и неформальное делегирование части своих функций при сохранении политического контроля над их реализацией.
Еще статьи по экономике
Общая характеристика предприятия Гранд Сервис
Практическая деятельность осуществлялась в ООО «Гранд Сервис». Данное
предприятие занимается коммерческой деятельностью в области оптовой торговли
парфюмерными и косметическими товарами. ...
Исследование реализации продукции (на основе материалов ОАО Промприбор)
Основной задачей промышленных предприятий является наиболее полное
обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Темпы роста объема
производственной продукции, повышение ее ...
Особенности разгосударствления и приватизации в Республике Казахстан
Ключевыми
проблемами в постсоциалистических странах при переходе к рыночной экономике
являются реформирование отношений собственности и развитие предпринимательства.
В
Республике Ка ...