Формирование рыночной цены
Цена - экономическое понятие, существование и важность которого никому не надо объяснять и доказывать. Например, в Новой экономической энциклопедии дается такое определение цены: «Цена - денежная сумма, запрашиваемая, предлагаемая или уплаченная за какой-то товар или услугу. … Цена является результатом «голосования» за товары и услуги деньгами. Цена выступает также историческим фактом, т.е. относится к определенному моменту времени и месту, независимого от того, была ли она «объявлена открыто» или «осталась в тайне». Согласно Большой Советской энциклопедии «Цена - денежное выражение стоимости товара». В настоящее время это определение устарело, точнее оно не является полным и законченным. Цену можно считать формой проявления стоимости и ценности. В тоже время понятия «цены» и «стоимости» существуют обособленно.
Товар как потребительная стоимость предназначен для продажи с целью удовлетворения потребностей не товаропроизводителя, а других членов общества. Покупатели, встречаясь с продавцами товаров, оценивают целесообразность покупки того или иного товара, руководствуясь тем, сколько он стоит и тем, насколько его потребительные свойства соответствуют потребностям и вкусам потребителей. Приобретение товара означает признание его общественной значимости, или ценности для общества. Придание товару общественной полезности, ценности означает признание затрат труда товаропроизводителей на то или иное благо в качестве общественно необходимых затрат труда. Цена же является формой проявления стоимости и ценности.
Цена, являясь характеристикой товара, отражает его полезные свойства для потребителя. Общая величина полезности товара равна сумме родовой и добавленной полезности. По родовой полезности товары сопоставимы между собой. При этом потребитель может выбрать любой продукт или услуги, руководствуясь в основном собственными затратами. Если же предприятие придает своей продукции дополнительную инструментальную или эмоциональную полезность, то привлекательность ее существенно возрастает. Появляется возможность установить более высокую цену. Это связано с тем, что цена воспринимается также и как показатель качества. Потребители верят, что высокая цена есть оправдание высокого качества, и готовы заплатить еще больше, если качество будет еще выше. Обладание первоклассными товарами дает покупателю уверенность в правильности своего выбора и ощущение собственного благополучия. Как правило, высокая цена устанавливается на товары повышенного качества, уникальные, с повышенными потребительскими свойствами и т. п. [13]
Цены, несомненно, представляют собой тонкий, гибкий инструмент и в то же время довольно мощный рычаг управления экономикой, хотя их реальные возможности воздействия на экономику вообще и на уровень жизни в частности намного меньше надежд, возлагаемых на цены, на ценовой механизм людьми. В директивно управляемой экономике цены используются как внешний регулятор, инструмент воздействия со стороны правительства, тогда как в рыночной - они образуют часть системы саморегулирования.
В рыночной экономике цена является одной из характеристик товара. В цене товара выражается нужда в нем, потребность, запрос, целесообразность обмена и совершения сделки. Выгодность либо невыгодность продукции, а также нужда потребителя в продукции подтверждается рынком и ценой продукции. В этом случае к определению цены не следует подходить изолированно как к расчетному показателю. Цена, находясь в определенных системе и условиях, требует учета всех факторов, которые на нее влияют. Цена занимает центральное место в рыночных отношениях, являясь основным экономическим институтом рынка. Обычное восприятие цены, как правило, связано с ценой за единицу товара. На практике часто используется понятие цены на единицу полезности.
Цены, устанавливаемые на все виды товаров народного потребления, продукцию производственно-технического назначения, служат, с одной стороны, нормативом производственных затрат и рентабельности, а также прибыльности производства, с другой - нормативом, формирующим спрос населения на необходимые товары и услуги.
Цена блага или ресурса показывает, от чего необходимо отказаться, для того, чтобы приобрести это благо или услугу. Цена обычно выражается в денежной форме, хотя платеж необязательно должен осуществляться с помощью денег. Относительная цена может выражаться в количестве некоторого другого блага, от которого придется отказаться. Таким образом, все цены увеличатся в равной степени, то абсолютные цены возрастут, а относительные останутся неизменными. [3]
Под общим широко распространенным названием «цена» понимается комплекс экономических понятий, входящий в единую систему. Реально под одним наименованием «цена» существует, как упоминалось выше, множество ее видов, различающихся между собой назначением, областью применения, способом формирования.
Еще статьи по экономике
Статистическое изучение использования оборотных средств на ОАО Промприбор
Финансовое положение предприятия, его ликвидность и
платежеспособность, непосредственно зависят от того, насколько быстро средства,
вложенные в активы, превращаются в реальные деньги. Та ...
Оценка результатов деятельности ОАО БелЗАН в области формирования себестоимости выпускаемой продукции
Главный
мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях - максимизация прибыли.
Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях
ограничены издержками произво ...
Исследование формирования себестоимости на продукцию ОАО Уфалейхлебзавод
Актуальность темы. Себестоимость продукции, представляет
собой затраты предприятия на производство и обращение, служит основой
соизмерения расходов и доходов, то есть самоокупаемости - о ...