Факторы конкурентоспособности регионов
Актуальность темы.
На данный момент в мире происходят существенные изменения, связанные с глобализацией, что находит проявление во многих сферах жизни общества; задает новые условия развития как страны в целом, так регионов в частности. В таких условиях, значительную роль играет региональная конкурентоспособность, что связано с выходом регионов на мировой рынок, как самостоятельных субъектов рыночной экономики, способствующих росту экономики страны в целом.
Конкурентоспособность национальной экономики в значительной мере обусловливается неоднородностью экономического пространства и взаимодействием региональных экономик, при этом проблема экономической конкурентоспособности имеет существенные особенности применительно к разным регионам страны.
Происходящие процессы коренным образом изменяют роль отдельного региона в национальной и мировой экономике.
Регион как самостоятельная территориально организованная экономическая система постепенно становится не только отдельным действующим экономическим агентом национальной экономики, но также вступает в мировые конкурентные процессы. Положение и роль территориально организованных экономических систем оказываются зависимыми не только от макроэкономических условий или возможностей самих регионов, но также от расстановки конкурентных сил, механизмов конкурентного взаимодействия регионов и позиций региона в этом взаимодействии.
В рыночном пространстве страны сталкиваются интересы всех субъектов федерации, и преимущества получает лишь тот регион, у которого сильнее конкурентные позиции, определяемые во многом его отраслевой специализацией.
В отечественной региональной науке проблема межрегиональной конкуренции разработана недостаточно. В России до начала процесса рыночных преобразований регион анализировался, прежде всего, с ресурсно-производственной стороны и не выступал как самостоятельный субъект хозяйствования. Соответственно, региональная экономика не рассматривала регион в качестве субъекта экономических отношений, носителя особых интересов, отличных от интересов других регионов и страны в целом. Следствием этого стало отсутствие теории конкуренции регионов. Необходимо понимать и уметь применять в управлении ключевые термины конкурентоспособности регионов, модели и показатели её оценки, выбирать направления повышения конкурентоспособности, знать и учитывать тенденции развития регионов-конкурентов и возможности сотрудничества с ними.
Объектом исследования
выступает конкурентоспособность региона.
Предметом исследования
выступают аспекты раскрывающие сущность объекта данной работы.
Целью данной курсовой работы
является изучение факторов конкурентоспособности регионов.
Задачи
, поставленные для достижения цели:
- изучение понятия и факторов конкурентоспособности регионов;
- анализ факторов и перспективы развития конкурентоспособности Нижегородской области.
Методами исследования
, на основе поставленных задач, являются: индукция и дедукция; сравнительный метод; контент-анализ.
Решение данных задач требует новых практических действий, нацеленных на формирование и развитие конкурентоспособности российских регионов, которые требуют теоретического обоснования.
Источниками информации для написания работы послужили: базовая учебная литература; фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области; результаты практических исследований отечественных и зарубежных авторов; статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике финансового анализа; справочная литература и прочие актуальные источники информации, сведения о которых более детально изложены в списке литературы данной работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
- Понятие конкурентоспособности региона
- Факторы конкурентоспособности регионов
- Факторы конкурентоспособности Нижегородской области
- Перспективы развития конкурентоспособности Нижегородской области
Еще статьи по экономике
Человеческий капитал и его роль в постиндустриальном обществе
Перспективы мировой экономики в XXI в. определяются характером перехода
стран к новому этапу развития производительных сил: от индустриальной стадии,
где доминировало крупное механизиров ...
Проведение фотографии рабочего времени
В
условиях рыночной экономики для каждого предприятия важно сохранять прочное,
стабильное положение на рынке, которое во многом зависит от применения
высокопроизводительной техники и те ...
Фаянсовые изделия предприятия ЗАО Аксинья г. Семикаракорск
Наливая
в чашку чай или суп в тарелку, мы не замечаем, насколько эти вещи стали
неотъемлемой частью нашей жизни. Ну, вот что было бы, если бы керамическая
посуда вдруг исчезла с лица зе ...