Социальные черты российского предпринимательства
Развитие частного предпринимательства в России связано со специфическими проблемами: обеспечением внешних условий (законодательная база, административная поддержка, финансовое обеспечение и др.) и субъективным фактором внутренней подготовленности россиян к такого рода деятельности (наличие воли, энергии, самостоятельного мышления, ответственности и др.), а также с устойчивым критическим или пессимистическим отношением гуманитарной элиты практически к любым социально-экономическим явлениям, что создает не самую благоприятную общественную атмосферу для каких-либо положительных сдвигов. О том, что предпринимательство сегодня переходит в новую стадию своего развития, красноречиво говорят цифры. По данным исследования, доля предпринимателей в составе населения, (исключая крупный капитал), равна 2,7%. Число тех, кто хотел бы уже сейчас начать свое дело, составляет 36,6%. Сопоставление этих двух цифр свидетельствует о позитивном сдвиге в сознании россиян, которое выражается и в изменении отношения к предпринимателям, и в изменении отношения к богатству, и в изменении отношения к человеческим качествам. Однако в первую очередь необходимо выделить главный результат первой стадии: люди стали выходить из анемического состояния, вызванного резким переходом к рыночной экономике. Период безвольной апатии закончился. Желание попробовать себя в предпринимательстве с полным правом можно считать формой социализации - возвращением в активную общественно-экономическую жизнь значительной части российского общества. В этом смысле ситуацию с предпринимательством в сегодняшней России можно оценивать с двух точек зрения: как обстоит дело сейчас, и что можно ожидать завтра. Эмоциональная настроенность оценок и аналитических выводов также разделится в зависимости от выбранной точки. В первом случае выводы будут неутешительными: российское предпринимательство находится в зачаточной стадии и, с учетом нынешних обстоятельств, перспективы на будущее должны описываться в сдержанно-критических тонах. Во втором случае, придется учесть, что российское предпринимательство только-только вышло из колыбели, что его нынешнее состояние ни о чем не говорит, что скрытые резервы предпринимательства мало изучены, и что с учетом прогрессирующей динамики любого роста (и соответствующей государственной политики) мы вправе ожидать в ближайшее десятилетие предпринимательской революции. Потенциальные предприниматели приблизительно равномерно распределены по территории Российской Федерации. Так, общее число желающих начать свое дело на селе составляет 49,5%, в мегаполисах - 38,8% Потенциальные предприниматели не считают отсутствие высшего образования препятствием для организации своего дела. Более того, предпринимательство становится альтернативной социальной лестницей, открывающей многообещающие перспективы тем, кому в прежнее время социальный рост был заказан.
Наибольший интерес к предпринимательской деятельности обнаруживает молодежь. Так, например, на вопрос «вопрос «хотели бы вы заняться собственным бизнесом?» положительно ответили 36,6% («да, хотел бы» и «скорее хотел бы») В группе «оптимистов» решающим фактором выступает молодость: чем человек моложе, тем смелее он смотрит в будущее. Молодежная группа 18-24 года лидирует (32,1%). Ответы представителей остальных возрастных групп расположились по убывающей. Среди тех, кому 45-59 лет, таких 16,6% (у людей старше 60 лет - 2,8%). В группе «сдержанных оптимистов» ответы распределились более пропорционально (лидируют люди в возрасте 25-34 года - 27,2%. Разница между возрастными группами здесь не превышает 5%. Наибольшее число желающих открыть свое дело находятся на низких образовательных ступенях. Социальной базой современного российского предпринимательства служат «средний» и «ниже среднего» слои общества. Потенциальные предприниматели - это обычные по всем показателям люди, выделяющиеся из массы лишь большей энергичностью и волей. Эпоха предпринимателей - авантюристов, сорвавших куш на заре экономических преобразований в атмосфере законодательной неразберихи закончилась. «Средний класс», традиционно считающийся социальной основой предпринимательства, в России не является доминирующим (по разным оценкам до 25%) и по многим своим чертам (характер и уровень потребления, образовательный и профессиональный статус членов) еще только формируется. Принадлежность к «среднему» социальному слою, по оценкам самих респондентов, получает другой смысл. Естественно, что каждый из предпринимателей имеет свой личный, особенный жизненный путь и индивидуальные особенности в восприятии и оценки этого пути. Социально-профессиональный портрет среднестатистического потенциального предпринимателя говорит о подлинно массовом интересе к предпринимательству в современной России. Малый бизнес развивается в определенных центрах, на базе сложившихся неплохих стартовых условиях. Но он очень плохо приживается в целом по России. В этом отношении регионы очень дифференцированы. В связи с этим встает проблема оценки созданной государственной системы поддержки малого бизнеса, о чем есть крайне противоречивые данные. С социально-демографической точки зрения, мужчины составляют подавляющую часть предпринимателей. По более высокому уровню образования и накопленному капиталу предприниматели заметно выделяются на общем фоне. Материальные позиции предпринимателей более высоки практически по всем показателям. Заметен разрыв с другими группами в семейных душевых доходах, он еще более возрастает при оценке индивидуальных заработков.
Еще статьи по экономике
Производство цельнометаллической просечно-вытяжной сетки (ЦМПВС)
Современный
рынок строительных материалов развивается и не стоит на месте благодаря новым
технологиям. На смену привычным и обыденным материалам приходят новые продукты
и технологии. Эт ...
Себестоимость и рентабельность производства мяса КРС
Себестоимость
продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в
процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья,
материалов, топлива ...
Экономическая эффективность производства зерновых культур и пути ее повышения в современных условиях на примере КУСХП Зеленка
Одной из крупнейших отраслей земледелия является производство
зерна. Обеспечение народа продовольственным зерном собственного производства -
важнейшая государственная проблема. Решающее ...