Понятие и роль малого и среднего предпринимательства в экономике
Во многих странах с развитой рыночной экономикой используются различные критерии классификации фирм по размерам. Среди них выделены три основных подхода к этой проблеме: качественный, количественный и комбинированный.
Самыми распространенными количественными критериями (показателями) являются число занятых на предприятии, оборот, т.е. продажа, активы и прибыль.
Понятие малое предприятие было впервые введено в Российской Федерации Постановлением Кабинета Министров от 18 июля 1991 года № 406 "О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в России". В июле 2007 г. Государственной Думой был принят Федеральный закон № 209 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", в котором впервые в России был узаконен статус среднего предприятия. Прежде понятия среднего предприятия не существовало в российском законодательстве. Теперь для субъектов малого и среднего предпринимательства определены следующие критерии (п. 2 ст. 4):
Ø от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
Ø до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 50 человек.
Второе новшество этого Закона состоит во введении еще одного показателя - выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовой остаточной стоимости активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год. Количественно эти показатели будут устанавливаться Правительством РФ один раз в 5 лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.
Аналитики Ресурсного центра малого предпринимательства по заказу Торгово-промышленной палаты РФ произвели расчеты критериев выручки сектора малого и среднего предпринимательства и предложили ввести следующие пороговые ограничения на размер выручки:
Ø микропредприятия - 65 млн руб.;
Ø малые предприятия - 250 млн руб.;
Ø средние предприятия - 1550 млн руб.
Теперь законодательные органы и Правительство РФ должны принять пакет документов, обеспечивающих реализацию положений этого Закона, внести необходимые поправки в нормативно-правовые и распорядительные акты. Только после этого появится конструктивная основа для дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства в нашей стране.
К качественным критериям малого бизнеса принято относить следующие: относительно небольшое число производимых продуктов (технологий, услуг, ноу-хау); сравнительно ограниченные ресурсы и мощности (капитал, трудовые ресурсы); менее развитые системы управления; несистематичность менеджмента, главные рычаги управления должны удерживаться основателями предприятия. К малому бизнесу относятся те предприятия, которые отвечают хотя бы двум из приведенных ниже характеристик:
ü независимое управление;
ü собственный капитал;
ü локальный район действия;
ü относительно небольшой размер по отношению к отрасли в целом.
Комбинированный подход к определению границ малого и среднего бизнеса обладает рядом недостатков, а именно: широкий спектр применения "малости", наличие разных числовых параметров изменения критериев для разных отраслей, затрудняющих использование такого подхода.
Малые предприятия могут быть созданы в результате выделения из состава действующего предприятия, объединения, организации. В этих случаях та организация (предприятие), из которого выделилось малое предприятие, выступает его учредителем.
В России малые предприятия могут создаваться в любой организационно-правовой форме и почти во всех основных сферах предпринимательства.
Малое предприятие может быть создано и частным лицом (поскольку этот вид деятельности требует от гражданина самостоятельно, своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя обязанности и исполнять их) и предприятием, организацией как государственной, так и общественной. Во-первых, оно может быть "одноклеточным" и более сложным, иметь филиалы, участки, представительства. Во-вторых, различаться разнообразием целей, ради которых может быть создано предприятие: художественных и подсобных промыслов, оказание всевозможных услуг населению, запуске практически любой деятельности, не запрещенной законом. Необходимым правовым условием предпринимательской деятельности является ее государственная регистрация. Здесь привлекает относительно простая процедура учреждения и регистрации.
В западной экономике различают три основные юридические или правовые формы собственности: индивидуальную, партнерство и акционерную.
Большинство мелких предприятий в развитых странах находится в индивидуальной форме собственности. С юридической точки зрения индивидуальная, или единоличная, форма собственности представляет собой неограниченную ответственность владельца за деятельность своего предприятия. Это значит, что владелец за свои или заемные средства, на свой страх и риск организует производство, а в случае его банкротства все его имущество, включая и личное может быть конфисковано по суду в пользу кредиторов для оплаты долгов.
Еще статьи по экономике
Исследование реализации продукции (на основе материалов ОАО Промприбор)
Основной задачей промышленных предприятий является наиболее полное
обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Темпы роста объема
производственной продукции, повышение ее ...
Сравнительный подход к оценке недвижимости
Сравнительный
подход определяет рыночную стоимость недвижимости на основе цен сделок с
аналогичными объектами, скорректированных на выявление различия. Основу
сравнительного подхода сос ...
Многообразие форм собственности в рыночной экономике. Формы собственности в России
Собственность относится к числу наиболее важных и сложных проблем
экономики и экономической теории. История экономической жизни общества в
периоды повышенной социальной активности ведет, ...