Состояние малого и среднего бизнеса в РФ и основные проблемы его развития
3) административные барьеры.
Здесь, как мы видим, на второе место в ряду проблем развития малого бизнеса в России выходит недоступность ресурсов. По данным А.В. Рунова, председателя правления Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, свободный доступ к финансовым ресурсам ежегодно имеют 13-15 тыс. предпринимателей. Это означает, что в России организации, предоставляющие финансовые услуги предпринимателям, охватывают лишь 1 % потенциального рынка.
Положение едва ли может серьезно измениться в нужную сторону, если не перейти к общественной поддержке конструктивного малого бизнеса. На существенный рост имеющихся для этого материально-технических и финансовых ресурсов, по крайней мере в ближайшее время, нет оснований рассчитывать.
Между тем об эффективности инвестиций в основной капитал предприятий малого бизнеса свидетельствуют данные единовременного обследования по результатам их работы в 2006 г. (таблица 1.2).
Как видно из таблицы, предприятия малого бизнеса почти 60% (59,2) инвестиций в основной капитал вкладывают в активную часть основных фондов - машины, оборудование, инструмент и инвентарь, в то время как по всем инвестициям в основной капитал на этот вид основных фондов приходится лишь 35,7%.
Таблица 1.2 - Структура инвестиций в основной капитал малых предприятий по видам основных фондов, % к итогу
Показатель |
Инвестиции в основной капитал малых предприятий |
Все инвестиции в основной капитал (справочно) |
Инвестиции - всего |
100 |
100 |
В том числе: | ||
в жилища |
9,4 |
10,7 |
в здания и сооружения |
26,5 |
43,6 |
в машины, оборудование, инструмент, инвентарь |
59,2 |
35,7 |
Прочие |
4,9 |
10,0 |
Источник: Российский статистический ежегодник. 2006: Стат. сб. М.: Госткомстат России, 2006. С. 328.
В то же время в пассивную часть основных фондов - здания и сооружения - эти предприятия направляют 26,5% инвестиций, тогда как по всем инвестициям в основной капитал на данный вид основных фондов приходится 43,6%. Это говорит о том, что на предприятиях малого бизнеса имеются равные условия лучшего, более эффективного использования инвестиций, так как именно машины и оборудование, а не здания создают реальную продукцию (табл. 1.3).
Между тем удельный вес инвестиций в основной капитал предприятий малого бизнеса в общих инвестициях в основной капитал из года в год падает.
Как видно из таблицы 1.3, если удельный вес инвестиций в основной капитал предприятий малого бизнеса в общем объеме инвестиций в 1996 г. составлял 6,8%, в 1997 - 5,4, 1998 - 4,7, то в 2000 г. он упал до 2,6 и лишь в 2006 г. составил 3,7%. Если учесть, что доля предприятий малого бизнеса в общем выпуске продукции составляла в эти годы 10-12%, то ясно, что при увеличении инвестиций в основной капитал этих предприятий они могли бы существенно увеличить свои объемы производства продукции. Эти данные свидетельствуют также о том, что при относительно низких инвестициях предприятия малого бизнеса приносят большую отдачу, нежели крупные фирмы.
государственный предпринимательство экономика экспортный
Еще статьи по экономике
Расчет затрат на ремонт сложной электронной техники в условиях малого предприятия
Малые
предприятия - это не организационно-правовая форма, термин "малое"
характеризует лишь размер предприятия, а критериями отнесения предприятия к
малым являются численность ...
Критерии экономической эффективности, пути её повышения
Россия
вступила в период формирования рыночных отношений. Рыночная экономика по своей
сущности является средством, стимулирующим рост производительности труда,
всемерного повышения экон ...
Человеческий капитал и его роль в постиндустриальном обществе
Перспективы мировой экономики в XXI в. определяются характером перехода
стран к новому этапу развития производительных сил: от индустриальной стадии,
где доминировало крупное механизиров ...