Методика анализа качества произведенной продукции и ритмичности работы предприятия
Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение - одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.
Качество продукции - понятие, которое характеризует параметрические, эксплутационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.
Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:
1. удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;
2. удельный вес продукции высшей категории качества;
3. средневзвешенный балл продукции;
4. средний коэффициент сортности;
5. удельный вес аттестованной и неатестованнои продукции;
6. удельный вес сертифицированной продукции;
7. удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
8. удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.
Индивидуальные (единичные) показатели - качества продукции характеризуют одно из ее свойств:
1. полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания);
2. надежность (долговечность, безотказность в работе);
3. технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);
4. эстетичность изделий.
Косвенные показатели - это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др.
Одна из задач анализа - изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку выполнения плана по уровню качества продукции.
По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем, объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях. При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта в общем, объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества - с данными прошлых периодов.
Средний коэффициент сортности можно определить двумя способами: отношением количества продукции I сорта к общему количеству; отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции I сорта.
Еще одной задачей анализа является определение влияния качества на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарной продукции (АТП), выручку от реализации продукции (АВ) и прибыль (АП):
АТП = (Цд - Цо) * Кь АВ = (Ц, - Цо) * VPn,
АП = [(Ц, - Цо) * VPnl] - [(С2 - Со) * VPm], (4)
где Цо и Ц1 - соответственно цена изделия до и после изменения качества;
Со и Ci - соответственно уровень себестоимости изделия до и после изменения качества;
Ki - количество произведенной продукции повышенного качества;
объем реализаций продукции повышенного качества.
Если предприятие выпускает продукцию по сортам, и произошло изменение сортового состава, то вначале необходимо рассчитать, как изменилась средневзвешенная цена и средневзвешенная себестоимость единицы продукции, а затем по приведенным алгоритмам определить влияние сортового состава на выпуск товарной продукции, выручку и прибыль от ее реализации.
Еще статьи по экономике
Система оценки земельного участка
В данной работе на тему «Определение стоимости
земельного участка, расположенного в совхозе «Черновский»» Будут
рассматриваться следующее:
земля как объект экономической оценки;
до ...
Влияние неполноты и асимметрии информации на эффективность функционирования рынков
В основных фундаментальных микроэкономических исследованиях
поведение агентов рынка анализируется исходя из предположения о том, что они
обладают полной информацией, необходимой для прин ...
Перспективы формирования внешнеэкономической политики России
внешнеэкономическая политика ростовская область
Кардинальное
изменение геополитического положения России после распада СССР существенно
повысили роль внешнеэкономического фактора в развит ...