Государственное регулирование экономического роста
Неокейнсианство исследовало проблемы динамики эффективного спроса, использования инвестиций, понятие мультипликатора. Другие же аспекты теории Кейнса относятся к денежной сфере (динамика денежной массы, норма процента, цены), были признаны несущественными в модели экономического роста. Если в теории Кейнса признавалась нежность денег и их особые пути воздействия на экономические процессы, то в неокеинсианских теориях экономического роста деньги остались за пределами анализа.
Теоретической основой неокеинсианских концепций экономического роста являются взгляды Дж. М. Кейнса, в частности положение о том, что стихийный механизм рыночной экономики не в состоянии обеспечить равновесия между спросом и предложением, в результате чего возникает неполная занятость людей и материальных ресурсов; что решающее значение для достижения устойчивости рыночной экономики имеет проблема эффективного спроса; что государственное регулирование экономики, воздействуя на факторы, составляющие эффективный спрос, и состоянии обеспечить стабильность рыночной экономики.
Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику, посредством которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низко производительных отраслей. Правительство также могло бы увеличить свои расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образования также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности труда.
При всей многочисленности и сложности возможных методов стимулирования экономического роста большинство экономистов едины в том, что увеличение темпов экономического роста является весьма непростой задачей, - капиталоемкость и склонность к сбережениям нелегко поддаются мерам регулирования.
Сущность государственного регулирования экономики заключается в целенаправленной деятельности государства в лице соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм, методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение важнейших задач соответствующего этапа развития экономики, регламентируют хозяйственные отношения в обществе.
Выше сказанное позволило выделить факторы, находящиеся на стороне государственного регулирования (определяются проводимой экономической политикой - государственные расходы, уровень инфляции, уровень налогообложения и т.д.), а также рыночные (эндогенные и экзогенные, обусловлены рыночным механизмом: труд, капитал, качество рыночной среды и т.д.) факторы устойчивого роста (рис.2,прилож.2).
В современных условиях практически в любой стране, с любой моделью экономики существует объективная необходимость государственного регулирования общественного производства и социальных процессов за счет и в интересах всего общества. Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста.
экономический рост государственный регулирование
Еще статьи по экономике
Фирма в условиях чистой монополии
Тема курсовой работы «Фирма в условиях чистой монополии».
В России значительная часть промышленной продукции выпускается
единственными предприятиями-монополистами.
Поэтому исследов ...
Исследование формирования себестоимости на продукцию ОАО Уфалейхлебзавод
Актуальность темы. Себестоимость продукции, представляет
собой затраты предприятия на производство и обращение, служит основой
соизмерения расходов и доходов, то есть самоокупаемости - о ...
Российское предпринимательство
Становление
и развитие предпринимательской деятельности в России связано с коренным
преобразованием сложившихся социально-экономических отношений на пути к рынку,
формированию нового эл ...