Понятие и задачи статистического изучения товародвижения и сбыта продукции
Рыночный процесс проявляется в том, что товар, обмениваемый на деньги, должен сменить своего собственника: от продавца перейти к покупателю, причем покупатель может оказаться и конечным потребителем товара, и всего лишь торговым посредником.
Однако со сменой владельца возникает необходимость физического перемещения товара, хотя оно может по времени и месту не совпадать с моментом продажи (обмена товара на деньги). Более того, товар может сменить одного владельца или даже нескольких, не изменяя своего местонахождения, и, наоборот, может быть перевезен со склада на склад, не будучи проданным.[4]
Сущность товародвижения заключается в сочетании физического и экономического процессов перехода товара из сферы производства в сферу товарного обращения и из последней - в сферу потребления.
Физическое движение товара заключается в его территориальном перемещении - из одного географического пункта в другой. Движение в экономическом пространстве состоит в переходе товара от одного владельца к другому, в смене прав собственности.
Товародвижение - это перемещение товара в пространстве (географическом и экономическом). [3]
Товародвижение предусматривает потенциальную возможность многократного (многозвенного) перехода товара от одного владельца к другому.
Звенность товародвижения (коммерческая или торгово-организационная) - число переходов товара от одного владельца к другому; складская звенность - число перевозок товара из одного склада в другой.
При прочих равных условиях большое число торгово-организационных звеньев, а также складов, которые минует товар на пути от производителя к потребителю, увеличивает издержки обращения, а, следовательно, стоимость товара и его цену, что невыгодно конечным покупателям: не всегда в росте звенности заинтересован производитель, который вынужден делиться с посредниками частью потенциальной прибыли; это также может привести к замедлению товародвижения, росту запасов, т.е. к кризису сбыта товара.
Звенность товародвижения зависит от стратегии выбора предприятием-поставщиком канала товародвижения. [1]
Канал товародвижения - совокупность фирм и частных лиц, осуществляющих доведение товара от производителя до потребителя, а также последовательность, в которой они участвуют в этом процессе.
Под уровнем канала товародвижения подразумеваются торговые посредники. Число уровней (от которого зависит число звеньев) называется длиной канала товародвижения, а количество предприятий, из которых складывается каждый уровень, именуется шириной канала. Торговый посредник - предприятие или физическое лицо, осуществляющее покупку и последующую перепродажу товара или оказывающее помощь в доведении товара до потребителя.
К торговым посредникам, дистрибьюторам, относятся следующие их типы:
достаточно крупные оптовые фирмы, располагающие складской сетью и принимающие на себя права собственности (иногда именно их именуют дистрибьюторами);
дилеры (как правило, розничные или оптово-розничные фирмы, занимающиеся послепродажным обслуживанием), имеют складскую и торговую сеть, принимают на себя права собственности;
джобберы - сравнительно небольшие фирмы, не имеющие складов, принимают на себя права собственности и осуществляют быструю перепродажу товаров.
Еще статьи по экономике
Основные направления антимонопольной политики в Российской Федерации
Пол Самуэльсон, лауреат Нобелевской премии, автор одного из самых
популярных учебников по экономике, писал, что, начиная с конца XIX века, почти во всех странах
происходит неуклонное ...
Пути повышения эффективности реализации сельскохозяйственной продукции
Реализация продукции является важнейшим
экономическим показателем, характеризующим хозяйственно-финансовую деятельность
предприятия.
Реализация продукции - это поступление
изготовлен ...
Теория потребительского выбора. Потребитель в рыночной экономике
Рынок это экономическая система, ориентированная на потребителя. Этим
объясняется постоянный интерес экономической науки к тому, как ведет себя
обычный потребитель, какими мотивами он ру ...