Функции цены
. Социальная функция цены. С помощью цен регулируется объем потребления товаров и услуг, происходит перераспределение национального дохода между социальными группами населения. Уровень жизни населения, прожиточный минимум, потребительская корзина, а также потребительский бюджет семьи зависят от величины цен. Можно сказать, что цена определяет социальное положение населения. Через систему цен можно создать благоприятные условия для потребления товаров и услуг в области здравоохранения, образования, просвещения, воспитания детей; способствовать повышению материального и жизненного уровня отдельных групп населения, в особенности социально незащищенных и малообеспеченных граждан. От решения социальных вопросов напрямую зависит общественно - политическая ситуация в стране.
. Регулирующая функция цены (сбалансирование спроса и предложения). Заключается в том, что цена проявляет себя как инструмент регулирования экономических процессов - уравновешивает спрос и предложение, увязывая их с денежно - платежной способностью производителя и потребителя. При появлении диспропорций в хозяйстве равновесие может быть достигнуто или изменением объема производства, или изменением цены, или одновременным изменением того и другого. Цена объективно воздействует на производителя, заставляя его повышать качество и расширять ассортимент товаров. В условиях свободного рынка, естественной конкуренции, цена как бы выполняет роль стихийного регулятора общественного производства. Как следствие постоянных колебаний цен в рамках жизненного цикла товара происходит и перелив капитала из одной сферы в другую. Свертывается производство продукции, не пользующейся спросом, а ресурсы направляются на увеличение производства необходимых рынку товаров и услуг. Спрос выражает потребность в товаре со стороны совокупного покупателя, исходя из его возможностей. На практике это проявляется в том, что устанавливается обратная зависимость между рыночной ценой и количеством покупаемых товаров (что рассматривалось ранее). Чем выше цена и характернее тенденция к ее росту, тем меньше товаров (услуг) будет приобретено потребителями. Снижается объем продаж товара. При уменьшении цены все идет в обратном направлении. При дефиците, когда не хватает каких - либо товаров, цены на них неизбежно растут. Когда же на рынок поступает больше товаров и услуг данного вида, их успешная реализация обычно возможна лишь при снижении цен. Изменение спроса на товары всегда вызывает адекватную трансформацию рыночного предложения этих товаров. Данная функция цены выступает основным фактором регулирования предложения товаров. По каждому товару цена свидетельствует о необходимости либо сокращения его выпуска (если спрос снизился), либо увеличения производства (если спрос имеется). Уровень цен предлагаемых товаров определяет уровень прибыли. Чем они выше, тем быстрее растет на рынке предложение товаров. При неудовлетворительных ценах или тенденции к их снижению приходится переориентировать ресурсы, изменять технологии, менять объем выпуска и продаж товаров. Важно отметить, что в связи с развитием рыночных отношений и конкуренции повышение цен должно обусловливаться только улучшением качества товаров, расширением их ассортимента и выпуском с новыми потребительскими свойствами.
Таким образом, регулирующую функцию между спросом и предложением выполняет цена, стимулирующая увеличение предложения при нехватке товаров и понижающая спрос при их избытке.
Между функциями цены имеется взаимосвязь, проявляющаяся как в единстве, так и в противоречии. Например, функция стимулирования содействует реализации функции сбалансирования спроса и предложения, а также взаимодействует с социальной функцией, регулируя объем потребления товаров и услуг, используя ценовые рычаги для социальной защиты отдельных групп населения.
Функции цен еще раз показывают, что цена - это инструмент регулирования экономических процессов в сфере производства, обмена, обращения и реализации продукции. При этом цена всегда воздействует на экономические интересы. [3,13]
Еще статьи по экономике
Пути повышения эффективности использования оборотных средств на примере СПК Царевич
Оборотные средства являются одной из составных частей
имущества предприятия. Состояние и эффективность их использования - одно из
главных условий успешной деятельности предприятия
Акт ...
Взаимоотношения государства и крупных корпораций
Возрастание политической активности крупного бизнеса в сфере
властно-управленческих отношений способствует повышению значимости исследования
системы взаимоотношения государства и корпора ...
Роль малых и средних предприятий в экономике и внешнеэкономических связях России
Актуальность темы выпускной квалификационной работы определяется, прежде
всего, той ролью, которую малые и средние предприятия играют в современной
экономике. Достаточно сказать, что его ...