Рынок потребительских товаров в Украине
Как известно, в структуре индекса глобальной конкурентоспособности важное место занимают такие составляющие внутреннего рынка, как эффективность и размер. Эффективный товарный рынок гарантирует, что товары будут продаваться и покупаться наилучшим образом. Его экономической основой является конкуренция (внутренняя и внешняя). По первой из двух названных составляющих международный рейтинг Украины (определяется с учетом интенсивности конкуренции на местах, уровня доминирования на рынке, результативности антимонопольной политики, продолжительности процедуры для открытия бизнеса, качества условий спроса, степени ориентированности на клиента и т.п.) в 2009-2010 гг. был равен всего лишь 109 (на 6 пунктов снизился по сравнению с 2008-2009 гг.). Сравним: Российская Федерация заняла 108-е, а Польша - 53-е место.
Дня организационно-экономического обеспечения развития конкуренции необходимо:
сократить сроки процедур, принятых в украинском законодательстве;
ввести в нормативно-правовые документы понятие "интенсивность конкуренции";
рынок потребительский товар украина
выделить среди разрешенных действий соглашения между субъектами хозяйствования по ограничениям повышения оптовых и розничных цен на социально значимых отечественных товарных рынках;
улучшить адвокатирование конкуренции, обеспечить существенно лучшую осведомленность общества и политико-экономической элиты в конкурентной политике;
усилить независимость и институциональный потенциал (в том числе правоохранительные полномочия) Антимонопольного комитета Украины;
принять меры к снижению обременительности для субъектов хозяйствования таможенных процедур, а также внешнеторговых ограничений.
Размер внутреннего рынка непосредственно влияет на уровень национальной экономики. Под размером (емкостью) рынка, как правило, понимают объем реализации товаров в течение определенного периода. Это главный параметр внутреннего рынка. На больших по емкости рынках национальные товаропроизводители могут использовать преимущества эффекта масштаба производства. Из всех составляющих индекса глобальной конкурентоспособности наивысший рейтинг в 2009-2010 гг. Украина имела именно по размеру внутреннего рынка - 30-е место (возрос на 2 пункта по сравнению с 2008-2009 гг.); 1-е место тогда заняли США, 8-е - Российская Федерация, 18-е - Польша.
Кризис 2008-2009 гг. показал очень низкую устойчивость украинского внутреннего рынка к валютно-курсовым шокам. На многих отечественных товарных рынках расширение платежеспособного спроса сопровождается ростом импорта, что в современных условиях неблагоприятно для внутреннего производства. Значительная часть населения, особенно с низкими и средними доходами, ориентируется на приобретение дешевых, но низкокачественных импортных потребительских товаров.
Ввиду высокого уровня долларизации украинской экономики структура и темпы изменения размера рынка потребительских товаров весьма зависят от динамики обменного курса гривни. Он воздействует на состояние внутреннего рынка через изменение совокупного спроса путем перераспределения доходов и активов в пользу экспортеров, а также других экономических агентов и изменения покупательной способности валютных активов. Девальвация гривни, действительно, освобождает часть отечественного внутреннего рынка от импорта. Однако соотношение объемов своих и импортных товаров - подвижное, поэтому со временем может произойти вытеснение импортерами национальных товаропроизводителей. Решающее значение здесь имеет изменение курса валюты, воздействующее на конъюнктуру через рост или снижение цен на импортные товары. Экономическая наука давно выявила тесную связь между темпами смены курса национальной валюты и динамикой импортной экспансии на внутренний рынок. В Украине ситуацию усложняет имеющийся разрыв между паритетом покупательной способности и номинальным валютным курсом гривни.
Социально-экономические процессы во многих постсоциалистических странах свидетельствуют, что при отсутствии развитого внутреннего товарообмена усиление открытости национальной экономики приводит к жесткому давлению импорта на внутренний рынок. С одной стороны, импорт расширяет выбор товаров, формирует конкуренцию местным товаропроизводителям и ограничивает их возможности повышать цены, с другой стороны, он вытесняет с рынка отечественную продукцию и выступает ретранслятором мировых инфляционных тенденций. Для ограничения отрицательных внешних воздействий важно найти правильный баланс между импортом и внутренним производством потребительских товаров.
Еще статьи по экономике
Организация и оплата труда в здравоохранении на примере ЦРБ
оплата труда здравоохранение
Труд как понятие обозначает целесообразную деятельность человека по
производству продукции или оказания услуг и всегда связывается с физическими и
психологиче ...
Удержания из заработной платы на предприятии
Заработная
плата всегда была важным вопросом, и интересовала всех людей, ведь она является
основным источником дохода большинства людей, а удержания, производимые из
заработной платы, к ...
План производства, обеспечивающий эффективную деятельность предприятия в рыночных условиях хозяйствования
Концепция
стратегии развития предприятия как социально-экономической, так и
производственной системы состоит в формировании главных предпосылок эффективной
деятельности предприятия при ...