Основные принципы формирования внешнеэкономической политики современной рыночной экономики России
Облегченный доступ зарубежных товаров на внутренний рынок России поставили национальных товаропроизводителей в неравные конкурентные условия. Это существенно затрудняет до сих пор работу российских товаропроизводителей на собственном рынке и влечет за собой гибель в неравной конкурентной борьбе с зарубежными поставщиками целых отраслей производства.
Рисунок 2
Рассмотрим товарную структуру современного российского импорта.
Основной товарной группой в товарной структуре импорта традиционно является группа "Машины, оборудование и транспортные средства"(рисунок 2).
Как и ранее эта товарная группа по-прежнему доминирует в товарной структуре. Большая доля импорта продукции машино-технической группы составляют такие позиции, как бытовая и электронная техника, легковые автомобили и пр., т.е. продукция, обеспечивающая потребительский спрос, но не содействующая техническому перевооружению промышленных отраслей производства.
Весьма значимыми в товарной структуре импорта являются продовольствие и товары народного потребления. В группе товаров народного потребления основной проблемой остается неорганизованный импорт. Практически более половины стоимостного объема импорта представляет собой потребительскую продукцию, удовлетворяющую сиюминутные нужды населения и компенсирующую последовательно сокращающееся национальное производство этих товаров. Отсюда и характер современного регулирования импорта, определяемого следующими достаточно простыми принципами:
либеральный таможенный режим, слабо или совсем не учитывающий интересы национального производства;
ограниченное использование административных мер регулирования. Отдельные попытки ограничения ввоза мяса из Польши, птичьего мяса из США, вина из Молдавии и Грузии носят весьма политизированный и краткосрочный характер;
слабое использование таких эффективных защитных мер, как технические нормы и стандарты, качественные и количественные ограничения и т.д.
Итак, можно выделить основные принципы формирования внешнеэкономической политики в современной рыночной экономике России:
обусловленность внешней экономической политики целевыми ориентирами и приоритетными направлениями внутренней экономической политики;
перевод экономики на инновационный путь развития;
активное обеспечение реализации национальных интересов во внешнеэкономической сфере, включая поддержку экспорта и прямых инвестиций российских компаний за рубежом, защиту интересов российского бизнеса в случае дискриминации или нарушения его прав;
открытость российской экономики, расширение возможностей доступа товаров, услуг, капиталов и рабочей силы на внешние рынки на основе взаимности и справедливой конкуренции;
предсказуемость условий привлечения иностранного капитала в Россию, установление четких и понятных ограничений для иностранных инвесторов в отношении сфер, имеющих стратегический характер;
специализация России в глобальной экономике на основе реализации сравнительных преимуществ как в традиционных сферах (энергетика, транспорт, переработка сырья), так и в области высоких технологий и экономики знаний;
Еще статьи по экономике
Исследование реализации продукции (на основе материалов ОАО Промприбор)
Основной задачей промышленных предприятий является наиболее полное
обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Темпы роста объема
производственной продукции, повышение ее ...
Формирование рыночной цены
Представление о цене сложилось достаточно давно. Изначально цену
связывали именно с денежным выражением стоимости товара, затем стали
рассматривать как отдельную характеристику товара. Ц ...
Повышение конкурентоспособности предприятий
В настоящее время в любой стране мира господствуют рыночные
отношения. Фирм, выпускающих однородную продукцию, сейчас огромное количество.
Между ними существует жесткая конкуренция. И вы ...