Тенденции и перспективы развития внешнеэкономической деятельности российских малых и средних предприятий
Вместе с тем в последние годы произошли следующие перемены. Постепенно выросла доля "челноков", которые уже не везли сами товар через границу, а пользовались услугами специализированных транспортных фирм, так называемых карго-перевозчиков. Кроме того, бурное развитие "челночной" торговли привело к формированию своеобразной инфраструктуры данного бизнеса. Речь идет, в частности, о туристических фирмах, специализировавшихся на организации шоп-туров; об авиакомпаниях, обеспечивавших для челноков пассажирские чартерные рейсы; о карго-перевозчиках, предоставлявших услуги по переправке грузов через границу; о новых торговых центрах, возникавших на наиболее популярных маршрутах "челночной" торговли. Раньше "челноки", действуя на практике как индивидуальные предприниматели, формально при пересечении государственной границы Российской Федерации выступали в качестве физических лиц и ввозили в страну свои товары под видом туристического багажа. Теперь все большая часть товаров, закупаемых теми же "челноками" за рубежом, поступает в Россию через карго-перевозчиков и при пересечении границы проходит стандартные процедуры "растаможивания".
Таким образом, усиление налогового администрирования (введение идентификационных налоговых номеров, контроль за уплатой налога с продаж и т. д.) приводит к сокращению традиционного "челночного" бизнеса: "челноки" все чаще легализуются и создают компании. Можно сказать, что этот не совсем законный бизнес привел к массовому становлению малых предприятий внешнеторговой ориентации.
Приблизительно оценить количество занятых "челночными" операциями можно на основе статистики о количестве российских граждан, выезжающих за границу. Согласно данным Госкомстата в 2004 г. российские граждане совершили 3 млн. 972 тыс. поездок за границу и 1 млн. 951 тыс. с целью, определяемой как "служебная" (рисунок 3.2 и 3.3, приложение Е). На основе данных, российских турагенств, которые организуют чартерные рейсы, в 1990-х годах в среднем 60% таких поездок осуществлялось "челноками". Один "челнок" совершает в среднем в год от 10 до 15 поездок. Получаем общее количество занятых в этом бизнесе - приблизительно 100.000 - 150.000 человек.
Рисунок 3.2 - Выезд за границу российских граждан по целям поездок (в страны вне СНГ, тыс чел)
Рисунок 3.3 - Численность российских граждан, выехавших за границу в 2001 г., по целям поездок (в страны СНГ, тыс чел))
В соответствии с рисунком 3.2 и 3.3 можно сделать вывод, что с каждым годом число выехавших за границу российских граждан увеличивается, даже в кризисном 1998 г., как мы видим, не сократилось количество оставивших страну человек, лишь в сфере туризма. Таким образом, характерна тенденция увеличения числа выезжающих.
На основе информации, полученной из бесед с "челноками", можно предположить, что, по крайней мере, 1/4 от общего количества лиц, занимающихся данным бизнесом, достигла достаточного размера и оборота операций, чтобы считать их мелкими оптовиками.
Сегодня начинают развиваться и прогрессивные формы ВЭД малых и средних предприятий. Этому способствует начавшаяся масштабная реструктуризация машиностроительного комплекса по технологическому признаку: создаются новые технологически ориентированные малые и средние предприятия, которые специализируются на конкретных производственных процессах, то есть появляются субконтракторы в классическом понимании этого термина. Необходимо использовать и развивать межрегиональную систему центров субконтрактации. В каждом заинтересованном регионе при поддержке местной администрации должен быть создан региональный центр субконтрактации.
Еще статьи по экономике
Особенности разгосударствления и приватизации в Республике Казахстан
Ключевыми
проблемами в постсоциалистических странах при переходе к рыночной экономике
являются реформирование отношений собственности и развитие предпринимательства.
В
Республике Ка ...
Пути повышения эффективности использования оборотных средств на примере СПК Царевич
Оборотные средства являются одной из составных частей
имущества предприятия. Состояние и эффективность их использования - одно из
главных условий успешной деятельности предприятия
Акт ...
Интеллектуальная собственность и нематериальные активы фирмы
В проделанной мною работе я попыталась изучить интеллектуальную
собственность и нематериальные активы фирмы. К ее изучению я подошла
всесторонне, рассмотрев их теоретические основы. ...